Государство осталось с «Калиной красной»
Главная водочная марка «Росспиртпрома» не нашла покупателя
За год распродажи непрофильных активов государственный «Росспиртпром» не смог найти покупателя на марку «Калина красная», еще три года назад входившую в топ-5 водок в стране по объему сбыта. Сделке могли помешать финансовые проблемы ГК «Кристалл-Лефортово», занимавшейся ее выпуском и дистрибуцией: после остановки предприятий группы продажи «Калины красной» практически прекратились.
Извещение об отмене продажи товарного знака «Калина красная» посредством публичного предложения опубликовано на сайте его владельца АО «Росспиртпром». Публичное предложение действовало с начала октября: в рамках него на «Калину красная» была установлена цена 73,26 млн руб. с последующим понижением (в семь этапов) до 36,63 млн руб. Отмену продажи марки в госхолдинге объяснили отсутствием покупателя.
Согласно принятой в 2016 году стратегии «Росспиртпрома», он должен прекратить производство алкоголя и полностью сосредоточиться на выпуске спирта. Год назад предприятие выставило на продажу непрофильные активы, в том числе 43 товарных знака. За них планировалось выручить 91,7 млн руб.
«Калина красная» была оценена дороже всех. Пик ее продаж, по данным Nielsen (есть у “Ъ”), пришелся на конец 2015 года: тогда марка занимала четвертое место среди всех продаваемых в России водок с долей 3,7% в натуральном выражении. В то время организацией производства «Калины красной» и ее дистрибуцией занималась «Статус-групп», специализирующаяся на продаже водок на уровне установленной государством минимальной розничной цены. После того как в Кабардино-Балкарии были остановлены заводы, выпускающие для «Статуса» водку, уклоняясь от уплаты акциза, компания объединила продажи с ГК «Кристалл-Лефортово». Последняя в начале 2017 года получила лицензию на выпуск «Калины красной». В этом году «Статус-групп» прекратила деятельность, а ГК «Кристалл-Лефортово» из-за больших долгов остановила работу своих заводов (см. “Ъ” от 15 марта).
Игорь Савельев, гендиректор Алкогольной сибирской группы, в интервью “Ъ” в июне 2018 года
У нас есть интерес к покупке брендов, но в этом вопросе все зависит от соотношения цены и качества
В начале осени 2018 года «Калина красная» уже едва входила в топ-50 водок с долей 0,44%. Согласно материалам Роспатента, 17 октября «Росспиртпром» и ЛВЗ «Кристалл-Лефортово» (саранский завод одноименной ГК) расторгли лицензионное соглашение по «Калине красной». «Это связано с тем, что, во-первых, "Росспиртпрому", выставившему марку на продажу, нужно было снять с нее обременение в виде лицензионного соглашения, а, во-вторых, "Кристалл-Лефортово", находясь в банкротном состоянии, не мог полноценно исполнять обязательства по договору»,— пояснил “Ъ” бенефициар «Кристалл-Лефортово» Павел Сметана.
Топ-менеджер крупного алкогольного холдинга говорит, что его компания рассматривала покупку «Калины красной», но в итоге передумала. «Предлагаемая цена не соответствовала рыночному положению марки: ее листинг почти прекратился»,— поясняет он. Бренд-директор московского завода «Кристалл» Станислав Кауфман сомневается, что «Росспиртпрому» удастся найти покупателя на «Калину красную»: «Ее продажами двигали не образы произведения Шукшина, а минимальная полочная цена. Без нее у марки, к сожалению, нет никакой другой ценности».
На менее дорогие товарные знаки «Росспиртпрома» покупатели нашлись. Так, по данным Роспатента, права на водочную марку «Пьятница» в октябре перешли к московскому ООО «РТД боттлерс». За этот товарный знак, сказали в «Росспиртпроме», было заплачено 10,6 млн руб. Другие марки — «Праздничная Русь», Arctic Nord, «Ушанка», «Русская крепость», «Дымка», «Дымка люкс», «Хрустальный лед», Cristal Ice, «Бальзам на душу», «Абордаж» и Nord Way — в сумме ушли всего за 1,42 млн руб. Покупателем Arctic Nord стал Русский водочный холдинг (водки «На березовых бруньках», Medoff). «Ушанку» и «Русскую крепость» купило ООО «Винтренд ритейл групп», владеющее Коломенским винно-коньячным заводом и 51% в краснодарском производителе вина «Олимп».