Для лекарств подобрали слова
Производители пытаются правильно рекламировать препараты
Фармацевтическим компаниям удалось договориться с Федеральной антимонопольной службой (ФАС) о том, как должны рекламироваться безрецептурные лекарства без нарушения закона. Производители при продвижении своих препаратов не будут использовать такие выражения, как «полное излечение» и «решение проблем». Этому предшествовали многочисленные скандалы между регулятором и фармкомпаниями.
Фармацевтические организации (Ассоциация международных фармпроизводителей, Союз профессиональных фарморганизаций и другие) совместно с юридической фирмой Bryan Cave Leighton Paisner (Russia) завершили разработку рекомендаций по соблюдению законодательства о рекламе безрецептурных лекарств, которая длилась около года. В документе (копия есть у “Ъ”) представлена подробная трактовка десяти отдельных положений федерального закона «О рекламе», которая позволит фармкомпаниям избежать ошибок при подготовке рекламных материалов. Подписание документа фармкомпаниями и организациями запланировано на 7 ноября.
Документ разработан на основе обзора практики ФАС и судов по законодательству о рекламе безрецептурных лекарств с 2015 по 2017 год. Наиболее частым поводом возникновения споров была гарантия эффективности препарата, в частности использование в рекламе слова «быстро». Из-за него только в 2017 году ведомство возбудило 25 дел о нарушении антимонопольного законодательства. Среди компаний — британская Glaxo Smith Kline, «Фармстандарт», французская Sanofi и другие. Для того чтобы в дальнейшем избежать подобных ситуаций, создателям рекомендаций пришлось составить перечень слов и выражений, недопустимых к употреблению в рекламе (например, «победа», «полное излечение», «решение проблемы», «однозначно», «непременно»).
Кроме этого в документе приводятся рекомендации по соблюдению нормы о недостоверных сведениях о характеристиках товара, выходящих за пределы показаний в инструкциях по применению. Подобные ошибки стали поводом для возбуждения ФАС не менее десяти дел в 2015–2017 годах. Специалисты предлагают фармкомпаниям использовать в рекламе только ту информацию, которая подтверждена инструкцией, а также стандартами медицинской помощи и другими документами, утвержденными Минздравом. Использование другой информации возможно, но тогда компании должны будут доказать ее достоверность. Еще один частый повод для споров — некорректные сравнения и указание преимуществ рекламируемого лекарства. Всего за отчетный период ФАС возбудила девять соответствующих дел. В рекомендациях указывается, что проводить сравнения необходимо только по сопоставимым характеристикам (схожий состав, механизм действия и другие) на основе точных и научно обоснованных данных и достоверных сведений, а также не допускать высказываний, порочащих деловую репутацию конкурентов.
В разработке рекомендаций участвовала и сама ФАС. В ведомстве надеются, что их соблюдение сократит число нарушений участниками фармацевтической отрасли закона «О рекламе» и позволит снизить надзор со стороны контролирующих органов, пояснила “Ъ” замначальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС Ирина Василенкова. Она также отметила, что документ стал шагом в направлении к саморегулированию отрасли.
Заместитель гендиректора Stada CIS (участвовала в разработке рекомендаций) Иван Глушков отмечает, что ФАС и производители по-разному интерпретировали существующие законодательные нормы. По его словам, прийти к единому мнению удалось только в процессе совместной разработки документа.
В январе 2018 года депутаты ЛДПР внесли в Госдуму законопроект о запрете рекламы лекарств на радио и телевидении. В пояснительной записке к документу они написали, что 60% россиян предпочитают самолечение, которое, по данным ВОЗ, занимает пятое место среди причин смертности. А способствует самолечению во многом именно реклама препаратов на телевидении и радио, считают в ЛДПР. Профильный комитет Госдумы по охране здоровья законопроект не поддержал.