Облигации как альтернатива кредитам
Как привлечь деньги в развитие предприятия без участия банков
Облигационные займы становятся эффективным механизмом привлечения дополнительных средств для развития предприятий. В отличие от банковских кредитов этот инструмент не требует залогов, позволяет компаниям более широко и быстро использовать деньги, привлеченные с открытых финансовых рынков. Кроме того, размещение ценных бумаг на Московской бирже, это первый шаг к публичности компаний, которая означает переход на новый уровень и масштаб ведения бизнеса, отмечает генеральный директор ООО «Академия финансов и биржи» Игорь Файнман.
В условиях конкурентной экономики компаниям необходимо постоянно развиваться – расширять производство, внедрять современные инновационные технологии, выходить на новые рынки. Все это требует привлечения дополнительных финансовых средств. Деньги можно взять в кредит в банке, а можно воспользоваться альтернативным инструментом привлечений инвестиций – выпустить и разместить облигации на открытом финансовом рынке.
По словам генерального директора компании, которая помогает предприятиям Челябинской области выпускать облигационные займы, – ООО «Академия финансов и биржи» Игоря Файнмана, одно из основных преимуществ этого механизма перед банковскими кредитами в том, что можно привлечь достаточно большую сумму – до 200 млн руб. без каких-либо твердых залогов и на достаточно долгий срок. Кроме того, это деньги не целевые, хотя компании должны отчитываться перед инвесторами о том, каким образом намерены их потратить, но жесткой привязки к определенным статьям расходов, как с кредитами, нет. Более предпочтительным для бизнеса этот инструмент делает и отсутствие жесткой зависимости и контроля со стороны кредитора. Помимо этого, размещение облигаций на открытом финансовом рынке – это первый шаг к IPO (от англ. Initial Public Offering – «первичное публичное предложение»). После совершения IPO акции эмитента могут свободно торговаться на фондовом рынке, а также обладают рыночной оценкой в режиме реального времени, доступной широкой публике, а сама компания называется публичной.
Цель любой компании, если она хочет развиваться, – стать публичной. Такой она становится, когда ее ценные бумаги начинают торговаться на фондовом рынке и любой человек может стать акционером компании, купив небольшую долю через акции. IKEA и Apple никогда не получили бы такой масштаб, если бы не стали публичными. Мы помогаем предприятиям Челябинской области выходить на рынки открытого финансового капитала и выпускать облигационные займы. Мы являемся проводником между Московской биржей и компаниями, заинтересованными в выходе в открытое поле, – подчеркивает господин Файнман.
Размещение облигационных займов на Московской бирже происходит в несколько этапов. Сначала компания должна разработать инвестиционный меморандум, и только затем собственники и акционеры принимают и утверждают решение о выпуске. На третьем этапе эмитент подает заявление и комплект документов на биржу. После рассмотрения листинговым комитетом принимается решение о допуске облигаций к торгам путем их включения в список ценных бумаг. На заключительном этапе происходит непосредственно размещение облигаций на Мосбирже и их обращение. На всех этапах процесс сопровождают консультанты “Академии финансов и биржи”. Более того, специалисты заранее прорабатывают вопрос готовности выкупа облигаций с потенциальными инвесторами и профессиональными участниками фондового рынка. На весь процесс привлечения финансирования с помощью этого инструмента занимает в среднем от двух до шести месяцев.
По словам Игоря Файнмана, главное требование, предъявляемое к компаниям, которые решили воспользоваться механизмом облигационного займа, - бизнес должен быть рентабельным, чтобы иметь возможность оплачивать и обеспечивать облигации. На листинговом комитете биржи анализируется не только финансовые показатели - положительная динамика по выручке, отсутствие задолженности по налогам, но и программа развития компании на три года, где прописано, из каких ресурсов она в обозримом будущем способна погасить облигационный займ. Предприятие должно быть готово к тому, что этот инструмент привлечения инвестиций дороже банковского займов: если кредит можно взять под 10-12%, то размещение облигаций будет стоить 16-18% годовых. Сейчас на бирже присутствуют эмитенты разного ранга. Во-первых, это облигации федерального займа (ОФЗ), которые привязаны к ключевой ставке и по размеру купона сопоставимы с банковским депозитом.. Далее идут «голубые фишки» – ценные бумаги «Газпрома», «Роснефти», РЖД и подобных компаний – к ОФЗ еще плюс 1-3%. Остальные компании - это эмитенты второго и третьего списка их облигации считаются высоко рискованными, и чтобы стать интересными для инвесторов доходность по ним не может быть ниже 12-13%. По мнению экспертов, оптимальный размер ставки купона (процент выплаты по облигации) для таких предприятий - 13-17%. Также компании должны учитывать затраты, связанные с организацией самого облигационного выпуска, они стартуют минимум от 13%. То есть если предприятие берет облигационный заем в размере 100 млн руб., оно должны отдать 13 млн в год переплаты.
Стоит отметить, что для предприятий ряда отраслей облигации являются едва ли не единственным оптимальным способом привлечения средств для развития. Так, после вступления в силу в июле этого года поправок в федеральный закон №214-ФЗ "Об участии в долевом строительстве", застройщики фактически потеряли основной источник финансирования - средства граждан. А банки сейчас крайне неохотно дают кредиты строительным организациям, особенно если речь идет о небольших региональных компаниях. Один из самых успешных кейсов по размещению облигационных займов в Челябинской области как раз реализовал застройщик клубного поселка "Привилегия" - ООО "АПРИ «Флай Плэнинг» с помощью "Академии финансов и биржи". Компания весной этого года разместила на Московской бирже облигационный заем с доходностью 18% годовых и выплатой раз в квартал.
«Это первый успешный кейс не Московской, а именно региональной строительной компании. Всего за 45 рабочих дней застройщик привлек с открытого рынка 200 млн руб. на продолжение своего строительного проекта. Компания уже сделала две выплаты по купону. Сразу скажу, что нам пришлось провести много сложных переговоров с собственниками компании, чтобы убедить их в необходимости такого шага — превентивно отказаться от практики заключения договоров долевого участия и перейти к продажам готового жилья. Но в конце концов застройщик осознал: пока ниша свободна, ее надо успевать занимать», - говорит гендиректор "Академии финансов и биржи".
Стоит отметить, что облигационный заем подходит не только компаниям, нуждающимся в привлечении инвестиций, но и для предприятий, которые хотят оптимизировать налоги. По словам Игоря Файнмана, сегодня этот механизм - чуть ли не единственная законная налоговая оптимизация, которая еще возможна в Российской Федерации. Речь идет о техническом размещении облигаций на бирже. То есть, ценные бумаги присутствуют на открытом рынке, но сам собственник или богатый акционер их выкупает, тем самым питая предприятие своими деньгами. Таким образом, оптимизируется налог на прибыль, кроме того, владелец освобождается от выплаты налога на доходы с физлиц с купонных платежей.