Октябрьские праздники для автопрома
Спрос на новые автомобили стал расти чуть быстрее
Рост рынка легковых и легких коммерческих автомобилей в октябре чуть ускорился — до 8,2%, хотя в сентябре спрос увеличился только на 6,2%. Общий рост продаж за десять месяцев 2018 года составляет 14,1%. В Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ), традиционно ведущей подсчеты на этом рынке, говорят об уверенных темпах роста перед увеличением с 2019 года НДС до 20%, но уже высказывают опасения относительно устойчивости спроса в дальнейшем.
По данным Ассоциации европейского бизнеса, в январе—октябре продажи легковых и легких коммерческих автомобилей (LCV) в России выросли на 14,1%, до 1,46 млн машин. Но темпы роста рынка в октябре оказались ниже — 8,2%, 160,4 тыс. машин; в сентябре продажи увеличивались еще медленнее — на 6,2%, до 157,4 тыс. штук. Еще в летние месяцы реализация автомобилей росла заметно быстрее: в августе на 11%, до 147,4 тыс. штук, в июле на 10,6%, до 143,5 тыс. штук, в июне на 10,8%, до 156,4 тыс. штук. Впрочем, все эти показатели сильно уступают спросу в начале года. Так, например, в мае авторынок рос более чем на 18% (продано 147,5 тыс. машин), в апреле — на 17,6%, до 152,4 тыс. штук.
Российский авторынок начал восстанавливаться в 2017 году после многолетнего падения с марта 2013 года и с тех пор перешел в стадию уверенного роста. Спрос на новые легковые машины и LCV в прошлом году, по данным АЕБ, вырос на 11,9%, до 1,6 млн штук.
Глава комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер обратил внимание, что на пороге четвертого квартала авторынок продолжил демонстрировать уверенный рост, что не стало «сюрпризом с учетом попутного ветра в парусах всего розничного сектора, отсчитывающего время до изменения НДС». Еще по итогам сентября на фоне предстоящего повышения НДС до 20% с 1 января и роста рынка АЕБ повысила прогноз роста продаж легковых машин и LCV на 2018 год до 13%, или 1,8 млн штук (до этого 10%, или 1,75 млн автомобилей).
“Ъ” подробно рассказывал о возможном влиянии ожиданий роста НДС на автопродажи 7 августа. При этом сейчас в АЕБ высказали опасения участников рынка «в отношении устойчивости спроса в рознице начиная с января 2019 года». О возможном замедлении роста реализации машин в следующем году ранее сообщал PwC (см. “Ъ” от 13 сентября).
Согласно подсчетам АЕБ, за десять месяцев 2018 года продажи нарастили практически все крупные игроки российского авторынка.
Lada увеличила продажи на 17%, до 291,1 тыс. штук, на втором месте корейская Kia — 23% и 188,5 тыс. штук. Еще быстрее увеличивает реализацию Skoda —29%, 65,1 тыс. штук. На 104%, до 35,4 тыс. штук, растут продажи Mitsubishi. Продажи Hyundai выросли на 15%, до 147,3 тыс. машин, Toyota — на 15%, до 86,2 тыс. штук. Продажи автомобилей Volkswagen увеличились на 21%, до 84,7 тыс. машин. Скромнее динамика у Nissan: продажи концерна росли на 9%, до 65 тыс. машин, а также Renault — на 6%, до 115,4 тыс. машин.
Падение продаж из крупных производителей показывают: Datsun — на 18%, до 15,8 тыс. машин, Audi — на 8%, до 12,9 тыс. машин, Chevrolet — на 7%, почти до 24 тыс. машин, УАЗ — на 5%, до 31,1 тыс. машин.
Как автоэкспорт повторил показатели 2017 года
Экспорт легковых автомобилей из России за восемь месяцев остался практически на уровне 2017 года по объемам. В деньгах поставки за рубеж примерно на одном уровне: упали по легковым машинам и выросли по грузовикам. Тем не менее в отрасли дают оптимистичные прогнозы и ожидают роста автоэкспорта до $3,3 млрд.