Большие данные идут на выручку
Сотовые операторы меняют структуру доходов
Применение больших данных (big data) в проектах «Вымпелкома» принесло компании 8 млрд руб. выручки с января по август, а МТС планирует заработать на этом десятки миллиардов рублей по итогам года. Продажи продуктов на основе big data в чистом виде пока формируют лишь 0,1% выручки сотовых операторов, оценивают эксперты. Более значительный вклад в бизнес вносит применение аналитики с использованием этих данных.
С января по август 2018 года выручка «Вымпелкома» от проектов с применением больших данных составила 8 млрд руб., рассказал “Ъ” гендиректор компании Василь Лацанич. В частности, благодаря этому совокупная прибыль на одного абонента ШПД с января по август выросла на 12% к аналогичному периоду прошлого года, указывают в компании. Большие данные используются практически во всех ключевых проектах, говорит господин Лацанич, например при продажах пакета услуг, включающего сотовую связь, интернет и ТВ, к которому с 2016 года подключился 1 млн домохозяйств.
Аналитика big data также применялась при трансформации розницы «Вымпелкома» после интеграции в нее салонов «Евросети». Всего за 11 месяцев 2018 года оператор открыл 1,6 тыс. новых магазинов в 627 городах. В 2018 году компания ожидает роста продаж в своей рознице на 50%. Оператор также использует обезличенные данные клиентов, давших согласие на обработку, для собственных рекламных кампаний и внешних продуктов. Это включает, например, анализ потоков населения при расчете модели эффективности размещения новых офисов Газпромбанка и сети фитнес-клубов World Class, уточнил вице-президент по цифровому и новому бизнесу «Вымпелкома» Джордж Хелд.
Конкуренты «Вымпелкома» также делают ставку на большие данные. МТС в ближайшее время планирует увеличить штат департамента big data со 140 до более 260 человек, сообщили в пресс-службе оператора. МТС применяет аналитику big data в маркетинге, продажах, обслуживании клиентов, строительстве сети и подборе персонала. Компания учитывает только прямой экономический эффект от аналитики big data внутри каждого из направлений, который по итогам 2017 года составил 1,6 млрд руб., а по итогам 2018-го может превысить 2 млрд руб. Совокупная выручка МТС от проектов с big data за шесть месяцев 2018 года составила 14 млрд руб., говорит собеседник “Ъ”, близкий к компании. По итогам всего года показатель может составить десятки миллиардов рублей, сообщили “Ъ” в пресс-службе МТС.
Выручка Tele2 от проектов с применением big data в 2018 году выросла в три с половиной раза к прошлому году, рассказали в компании. В частности, Tele2 предоставляет банкам сервисы скоринга, верификации и мониторинга клиентских событий. При этом оператор анализирует только обезличенный трафик, подчеркнули в Tele2. Кроме того, в 2017 году компания на основании big data подготовила для правительства Москвы информацию о динамике передвижения населения, которая учитывалась при планировании технической и транспортной инфраструктуры.
В «МегаФоне» также используют большие данные — например, для таргетированной рекламы. Услуга предоставляется без передачи персональных данных, подчеркивают в компании. Выручку от этих услуг «МегаФон» не раскрывает. В «Ростелекоме» сообщили, что не оценивают отдельно выручку от проектов с big data. Наиболее развитым и монетизированным сегментом рынка, по оценке оператора, является работа с пользовательскими данными, которые люди оставляют при использовании интернета, тогда как сегмент обработки данных промышленного интернета и «умных» гаджетов пока «только формируется».
Продажи продуктов на основе big data в чистом виде пока формируют лишь 0,1% выручки ведущих российских операторов, однако общий экономический эффект на бизнес от применения аналитики данных более значителен, оценивает гендиректор «ТМТ Консалтинга» Константин Анкилов. В компании oneFactor, обрабатывающей обезличенные большие данные, считают, что дополнительная выручка мобильных операторов от big data может достигнуть 4% их общей выручки от услуг мобильной связи в перспективе двух лет.