Отморозки и другие звери
Гонкуровскую премию получил Николя Матьё
Сорокалетний Николя Матьё стал 116-м лауреатом старейшей и престижнейшей французской литературной премии — Гонкуровской — за свой второй роман «Leurs enfants apres eux», «Их дети после них». Его имя было оглашено на традиционном обеде десяти писателей—членов Гонкуровской академии в парижском ресторане Drouant. Вместе с Матьё победу празднует издательство Actes Sud, опубликовавшее четыре из семи романов-лауреатов последних лет.
До своих 36 лет Матьё, сын электромеханика и бухгалтера из лотарингского захолустья, защитивший в Университете Меца диплом о философском измерении кинематографа Терренса Малика, по его собственным словам, «жрал мясо бешеной коровы и перебивался поденщиной».
Путь от полной безвестности к званию лучшего писателя Франции он пробежал всего за четыре года, прошедшие с момента выхода его первого романа.
Пролегал этот путь, что возможно лишь во Франции, где криминальная литература не гетто, а национальное достояние, через жанр polar — урбанистического триллера с внятными социальными акцентами. Именно в этом жанре был написан его дебют «Война животных».
Малая родина Матьё сильнее всего во Франции пострадала от глобалистской деиндустриализации. Глухое отчаяние «края погасших домн» — фон и двигатель сюжета обоих романов Матьё, по словам критиков, «отвешивающего фразы, как пощечины». В первом из них «больные животные кризиса, этой чумы ХХ века», отчаявшиеся отморозки с закрытой фабрики, ввязывались в мутную авантюру с похищением и перепродажей девушки со страсбургской панели. Дебют принес Матьё широкую известность: как раз сейчас выходит снятый по нему мини-сериал Алена Тасма с участием таких звезд, как Рошди Зем, Чеки Карио и Мишель Сюбор.
«Их дети после них» — роман более традиционный по жанру: историю взросления Хасина, альтер эго автора, Матьё прослеживает с 14-летнего до 20-летнего возраста. Все, как положено: компашка из четырех неразлучных друзей, первая любовь, косячки и пиво под Nirvana и первое, смешное преступление — кража каноэ с целью пробраться на нудистский пляж. Но своеобразие этого «романа воспитания» в том, что время действия приходится на 1992–1998 годы, памятные вполне бесславным завершением 14-летнего правления Франсуа Миттерана, похоронившего социалистические иллюзии своих сторонников и открывшего эпоху неолиберализма. В отличие от своих сверстников из романов былых времен, Хасин, Антони, Стеф и Клеб не питают иллюзий относительно светлого и просторного взрослого будущего.
Последние несколько десятилетий над Гонкуровской премией витал дух пассеизма: среди победителей преобладали романы из прошлого, в лучшем случае — из времен немецкой оккупации.
Присудив приз Матьё, академики спохватились, что как-никак представляют институцию, некогда короновавшую Анри Барбюса («Огонь», 1916) и Андре Мальро («Удел человеческий», 1933)
— яростно ангажированных писателей, которых в наши дни тоже назвали бы антиглобалистами.