Траты довели Замиру Гаджиеву до ареста
Что будет с состоянием супруги азербайджанского банкира, арестованной в Лондоне
Супругу азербайджанского банкира Замиру Гаджиеву арестовали в Лондоне: к потратившей в британских универмагах десятки миллионов фунтов стерлингов женщине применили закон «О доходах неустановленного происхождения». Последние несколько лет Гаджиева регулярно приобретала люксовую одежду, ювелирные украшения и дорогие часы. Теперь ей придется доказать законность средств, на которые совершались покупки. Что будет с ее богатствами? В ситуации разбирались Яна Лубнина и Анастасия Ройзман.
Благодаря процессу Замира Гаджиева превратилась в главную знаменитость Великобритании. О ней пишут все ведущие британские СМИ, а таблоиды подсчитывают, сколько стоят ее наряды. Дошло даже до собаки Гаджиевой. The Daily Mail выяснила, что померанский шпиц обошелся ей в 10 тыс. фунтов стерлингов, примерно во столько же газета оценила уход за питомцем. Но это ничто по сравнению с тратами Гаджиевой в главном универмаге страны Harrods: за десять лет она оставила там 16 млн фунтов стерлингов — выходит, что ежедневно на шопинг она выделяла по 4 тыс. фунтов стерлингов.
До поры до времени эти траты не беспокоили британское правосудие, но на волне антироссийских санкций в этом году был принят так называемый закон о «Макмафии». Гаджиева стала первой иностранкой, попавшей под его действие, рассказывает собственный корреспондент «Ъ FM» в Лондоне Андрей Остальский: «Впервые Национальное агентство по борьбе с преступностью Великобритании применило на практике новый закон, который позволяет делать запросы о происхождении значительных денежных средств.
И в том случае если не доказать легальное происхождение этих средств, они могут быть просто конфискованы.
В каком-то смысле этот закон удивителен: теперь человек, которому направлен такой запрос, сам должен доказывать документально и юридически, что он ни в чем не виноват, не украл свои богатства ни у кого».
Для оплаты своих бесчисленных покупок Замира Гаджиева использовала 35 безлимитных кредиток, выданных банком ее мужа Джахангира Гаджиева. Сам он сейчас в тюрьме: суд Азербайджана приговорил топ-менеджера к 15 годам тюрьмы за финансовые махинации. Помимо мелких покупок, Гаджиева совершала и крупные: больше всего британские власти интересуются ее недвижимостью в Лондоне на 22 млн фунтов стерлингов, в том числе ей принадлежит роскошный особняк, расположенный в пяти минутах ходьбы от Harrods. В интервью «Ъ FM» депутат британского парламента Джон Глен заявил, что подобные проверки в будущем грозят и другим россиянам:
«Новый закон направлен на борьбу с отмыванием денег. Люди, располагающие большими богатствами, должны быть в состоянии объяснить происхождение средств. Жителям Великобритании не нравится, что в страну приезжают люди, сколотившие состояние благодаря дружбе с кем-то из политических лидеров, мы называем это коррупцией. Этот закон будет эффективен, сейчас обрабатывается большое количество подобных дел. Проблема лишь в том, что на сбор информации уходит много времени».
Конфискованные у Гаджиевой ювелирные украшения на 400 тыс. фунтов стерлингов теперь могут продать на аукционе Christie's. Такая же судьба ждет и другие активы «королевы шопинга», отметил председатель коллегии адвокатов «Сазонов и партнеры» Всеволод Сазонов: «В законе говорится о санкциях, которые могут налагаться на имущество, о запрете им пользоваться, его возможном изъятии. В случае, если будет не доказана легальность происхождения денежных средств, они могут быть арестованы и изъяты. Если докажут, что эти средства похитили, я думаю, интерес Азербайджана будет в том, чтобы их вернуть.
Но механизм возврата средств на территорию той страны, откуда они были похищены, закон не предусматривает, его смысл именно в возвращении имущества в собственность Великобритании».
Закон о «Макмафии» не предусматривает сроков заключения, но в ближайшее время Замира Гаджиева может быть экстрадирована в Азербайджан, где ее обвиняют в присвоении денежных средств. По этой статье ей уже грозит реальный тюремный срок.
Защита признает, что Гаджиева вела расточительный образ жизни, однако отвергает обвинения в мошенничестве. Кроме того, адвокаты указывают, что она приехала в Великобританию после похищения в Азербайджане, поэтому экстрадировать ее на родину нельзя.