Депутаты попросят добавки
В Нижегородской области оценивают проект бюджета на 2019 год
В заксобрании Нижегородской области началось обсуждение проекта регионального бюджета на 2019 год, он сверстан бездефицитным. Депутаты семи комитетов подали свои замечания, попросив, в том числе, учитывать интересы муниципалитетов и выполнять обещания, данные прежним составом кабинета министров, то есть не бросать начатые при губернаторе Валерии Шанцеве проекты в районах. В областном правительстве пообещали изучить этот вопрос до второго чтения законопроекта, которое состоится в декабре.
В рамках трехлетнего бюджетного планирования проект главного финансового документа Нижегородской области на 2019 год сверстан бездефицитным. По прогнозам, доходы и расходы региона составят 153,4 млрд руб. По словам замминистра финансов области Андрея Чечерина, в целом доходы вырастут на 11%. Налоговые доходы составят 133 млрд руб., из которых на долю НДФЛ придется 48,2 млрд. Ожидается 42,8 млрд руб. начислений по налогу на прибыль организаций, остальные поступления дадут имущественные налоги и акцизы. Неналоговые доходы составят 2,9 млрд руб., снизившись по сравнению с 2018 годом. Безвозмездные поступления из федерального бюджета запланированы на уровне 17,4 млрд руб.
Из расходных обязательств господин Чечерин упомянул индексацию зарплат бюджетникам в рамках майских указов президента, а также социальных льгот и расходов на выравнивание межбюджетных отношений с муниципалитетами — межбюджетные трансферты составят 12,3 млрд руб. Основные траты традиционно пойдут на сферы образования и здравоохранения. Госдолг на конец 2019 года спланирован в пределах 75,6 млрд руб. или 55% от собственных доходов (по состоянию на 1 октября он составляет 72,8 млрд руб.).
На многие вопросы депутатов по конкретным расходам Андрей Чечерин отвечал, что ждут цифр из правительства РФ по софинансированию программ. Резервный фонд региона увеличили до 1,5 млрд руб. для софинансирования новых национальных проектов: пока непонятно, сколько средств получит область из федерального бюджета на их реализацию. Депутата Виктора Лунина озадачило сокращение на 400 млн руб. поступлений от транспортного налога, при том что размер просроченной задолженности составляет 1 млрд руб. Чиновники объяснили, что снижение плана связано с низкой собираемостью этого налога и новыми льготами для многодетных семей.
«Областной бюджет бездефицитный, а если взять ваши расчеты по бюджетам муниципалитетов с учетом модельного планирования, там не хватает 4 млрд. Они получаются дефицитными в ваших расчетах. Честно ли это с вашей стороны: свои доходы и расходы сбалансировали, а муниципалитеты толкаете на кредиты и сокращения расходов?» — поинтересовался Виктор Лунин и отношениями с МСУ. Андрей Чечерин пояснил, что работа с модельными бюджетами в этом году стартовала впервые, и федеральные власти жестко требуют от регионов не превышать расходов над доходами, а в отношении муниципалитетов четкого анализа расходных полномочий пока не было. «Мы реально видим, что есть дефицит, но за один год построить Советский Союз мы не сможем. Поэтапно будем проводить мероприятия, чтобы муниципалы были бездефицитными. Надо сначала понять размер бедствия, и мы активно эту работу проводим», — объяснил замминистра.
Руководитель фракции «Единой России» Ольга Щетинина посетовала, что статья трат на уличное освещение попала в прочие расходы, финансируемые на 60% от потребности. По ее мнению, целесообразнее, чтобы эта коммунальная услуга финансировалась полностью по отдельной статье. Но если подсчитать объем средств, необходимый всем районам, «это колоссальная сумма, которую непонятно где взять». В минфине пообещали подумать над тем, как быть с уличным освещением.
Председатель комитета по транспорту и дорожному хозяйству Владимир Солдатенков просил разъяснений по суммам компенсаций выпадающих доходов муниципальным перевозчикам, особенно транспортным предприятиям Нижнего Новгорода. Министр транспорта Вадим Власов конкретных цифр не назвал, но пообещал, что эти суммы увеличатся, а у перевозчиков еще есть «перспективы по оптимизации расходов». Нижнему Новгороду пообещали допсубсидию на закупку общественного транспорта в 2020–2021 годах, и ко второму чтению Владимир Солдатенков попросил представить конкретные цифры: сколько из запланированных 472 млн руб. составят платежи за уже купленную технику, а сколько пойдет на новые закупки.
Председатель социального комитета Надир Хафизов требовал пояснить, принята ли в регионе госпрограмма по капитальному ремонту школ, на который с 2020 года предусмотрено отдельное финансирование. Ему ответили, что принятой программы на 2019 год нет, а есть ее проект. По словам и.о. заместителя губернатора Сергея Шевченко, сейчас изучаются соответствующие потребности районов. «Есть готовая проектно-сметная документация и нам необходимо понимать, по какой строчке бюджета в 2019 году будет проходить капремонт школ», — отметила Ольга Щетинина, и комитет по соцвопросам рекомендовал областному правительству разработать и утвердить программу на следующий год.
Депутат Валерий Антипов, упомянув о смене состава областных министров, попросил «очень серьезно подойти к тем социальным объектам», которые прежнее правительство включало в план финансирования. «Злополучная центральная райбольница в Сеченово: бросили недостроенный объект, осталось на 9 млн руб. доремонтировать, опять в этом году его недофинансировали. И таких объектов в моем округе несколько. Ко второму чтению можете получить огромное количество поправок на 200 листах по конкретным объектам», — пообещал депутат, которого поддержали несколько коллег.
Глава комитета по экономике и промышленности Олег Лавричев поинтересовался «двукратным увеличением» количества приватизируемого имущества в прогнозном плане 2020 года. Представители облправительства пояснили, что в 2020 году они планируют продать недостроенную Горьковскую атомную станцию.
В целом депутаты рекомендовали поддержать проект бюджета в первом чтении. Добавим, что основные поправки будут обсуждаться на заседаниях бюджетного комитета, а также перед вторым чтением в декабре.