Первоклассная адаптация
В Нижнем Новгороде психологи протестируют школьников начальных классов
Пилотный проект «Здоровое будущее» стартует в 12 школах Нижнего Новгорода. Его цель — адаптировать учащихся первых и вторых классов к процессу обучения и выявить их психологические проблемы. Стоимость совместного проекта городской администрации и Приволжского исследовательского медуниверситета — 4,8 млн руб. В нем смогут принять участие 1 тыс. детей младших классов, из 14,5 тыс. поступивших в этом году в школы города. Оценка эффективности психологических тренингов будет дана весной 2019 года. Эксперты полагают, что потребность в детских психологах крайне высока, но немногие школы могут позволить себе иметь даже одного специалиста.
Администрация Нижнего Новгорода совместно с Приволжским исследовательским медицинским университетом (ПИМУ) на базе 12 школ запускает пилотный проект психологической помощи «Здоровое будущее». Он рассчитан на детей от шести до девяти лет. Как рассказал мэр города Владимир Панов на специальном брифинге, цель проекта — адаптировать школьников к обучению в начальной школе. По его словам, на каждую из 12 школ Нижегородского и Советского районов выделяется по 400 тыс. руб. Средства предоставлены в равном объеме из городского и областного бюджетов. Проект рассчитан на 1 тыс. учащихся младших классов. В его реализации участвуют восемь специалистов. В первый класс в этом году в Нижнем Новгороде поступило 14,5 тыс. детей, больше всего в Автозаводском районе — 3,4 тыс.
Владимир Панов объяснил, что сегодня в нижегородских школах психологи как штатные единицы отсутствуют: «Сейчас мы получаем субвенцию от области на образовательный процесс, и внутри этой субвенции нет финансирования на детских психологов, она жестко регламентирована — на содержание каких специалистов мы можем ее тратить. Но школы могут получать свои доходы и нанимать этих специалистов». По его словам, если проект не покажет свою эффективность, будет решаться вопрос о выделении финансирования на зарплаты психологов в школах за счет бюджета города. «Участие в проекте добровольное и бесплатное для родителей и педагогов. Все мероприятия завершатся к марту-апрелю 2019 года и помогут определить, что эффективнее: наличие детского психолога в школе или такие комплексные проекты, где есть не только скрининг, но и набор практик, которые позволяют сделать учебу в школе максимально комфортной», — рассказал господин Панов.
Руководитель проекта, психиатр, сотрудник ПИМУ Оксана Баландина пояснила, что основная цель проекта — разработать рекомендации для педагогов и родителей по оптимальной поддержке детей в начале обучения в школе на основе проведенных обследований. «На первом этапе мы подготовили две анкеты для родителей и педагога, которые помогут выявить элементы дизадаптации ребенка. Оценка идет по многим критериям: и успешность в учебе, и особенности поведения, и взаимоотношения с одноклассниками и сверстниками в других коллективах, и другие. Данные анкет будут проанализированы специалистами университетского центра психологии и развития детей (институт педиатрии ПИМУ) и представлены в виде индивидуальных и обобщенных рекомендаций. Родители впервые могут посмотреть комплексным взглядом на своего ребенка. Уже на первом этапе по итогам родительских собраний за три недели к нам на прием записались 80 человек», — сообщила госпожа Баландина. Она рассказала, что второй этап предполагает консультирование родителей и учителей по выявлению причин проблем у ребенка и способам их решения. Третий этап заключается в конкретной помощи детям. «После очных встреч, если подтверждается, что мы нужны ребенку, формируются малые группы детей порядка пяти-семи человек, где в течение 2,5 месяцев без отрыва от школьного процесса во второй половине дня в нашем Институте педиатрии будут проходить групповые встречи по коррекции и обучению стратегиям адаптивного поведения, саморегуляции и тренинги с использованием современных технологий», — отметила она.
Ректор ПИМУ Николай Карякин считает, что проект позволит «сформировать единый взгляд на проблемы ребенка с позиции психологии и медицины». «Психологическое здоровье — самое ценное, что у нас может быть. Для нас задача заключается в том, чтобы поддержать ребенка, получающего новый уровень нагрузки. Очные встречи и групповые занятия со здоровыми детьми положительно влияют на их успеваемость. В этом плане мы подхватили мировые тенденции, где это является нормальной практикой», — рассказал на брифинге господин Карякин.
Директор частной школы имени М. В. Ломоносова Галина Клочкова считает, что потребность в психологах нижегородских средних учебных заведений крайне высока, однако немногие школы могут позволить себе иметь даже одного специалиста. «В школах должно быть как минимум два психолога для наиболее объективной оценки состояния обучающегося и создания комплексной рекомендации учителям. Но зачастую из-за ограниченных бюджетов среднестатистических школ функции психолога выполняют либо штатные педагоги, которые прошли специальные курсы или переподготовку, либо завучи по воспитательной работе», — пояснила Галина Клочкова.
В администрации Нижнего Новгорода оперативно сообщить, в каких нижегородских школах работают психологи, не смогли. По словам Галины Клочковой, несколько лет назад в региональном правительстве уже обсуждалась идея создания мобильной группы психологической помощи обучающимся, которая могла бы регулярно проводить осмотры. «Особенно актуальна эта помощь для первоклассников, поскольку многие из них приходят с недиагностируемыми проблемами. Исправлять ошибки всегда трудно, важно их изначально предотвратить. Нужно выявить индивидуальные психологические особенности ребенка и создать условия комфортного обучения, чтобы ребенок не испытывал стресс, а достигал хороших успехов в школе», — заключила эксперт.