Россия и Израиль разминутся в Париже
Владимир Путин и Биньямин Нетаньяху никак не найдут времени для разговора
Вчера стало окончательно ясно, что президент РФ Владимир Путин и премьер Израиля Биньямин Нетаньяху не встретятся в воскресенье в Париже на торжествах по поводу 100-летия окончания Первой мировой войны. Встреча не отменена, потому что она никогда и не планировалась, уточнил пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Но, как уверяют израильские СМИ, в Израиле на эту встречу рассчитывали и теперь надеются, что она состоится до конца нынешнего года. Израильский премьер хочет снова обсудить вопрос иранского присутствия в Сирии, ставший еще более актуальным после того, как в небе над Латакией был сбит российский самолет-разведчик. В Израиле говорят, что вынуждены продолжать удары по иранским объектам в Сирии, и настаивают, что иранцы прикрываются российскими военными как живым щитом.
Во вторник телеканал «Кан-11» сообщил, что Москва отказалась от встречи Владимира Путина с израильским премьером на торжествах в Париже. По данным телеканала, договоренность о ней была достигнута секретарем Совета безопасности РФ Николаем Патрушевым и главой Совета национальной безопасности Израиля Меиром Бен-Шабатом. Однако, как заявил вчера Дмитрий Песков, такая встреча вообще не планировалась.
Между тем «Кан-11» утверждает, что Москва решила отменить встречу после публикаций израильскими СМИ информации о новом авиаударе по Сирии, который был нанесен уже после инцидента с Ил-20 над Средиземным морем (самолет был сбит огнем сирийской ПВО 17 сентября). Точной даты второй атаки нет. Предположительно, это произошло после выступления Биньямина Нетаньяху на Генассамблее ООН 27 сентября. Тогда премьер пообещал, что «Израиль продолжит действовать в Сирии, Ливане, Ираке, а также в любых других местах». Он также обвинил ливанское движение «Хезболла» в создании в Бейруте подпольных предприятий по производству ракет.
«Можно предположить, что вторая атака была направлена на изучение реакции России и попытку оценить глубину кризиса между Россией и Израилем»,— пишет газета Yediot Ahronot. По ее данным, российские военные не остались равнодушными к атаке и выразили свой протест через российско-израильскую систему связи, однако предпочли не делать публичной информацию о нанесенном ударе и усугублять кризис в отношениях.
Напомним, Россия возложила ответственность за гибель своих военных на Израиль, так как именно атака израильских ВВС по иранскому объекту в районе Латакии спровоцировала огонь ПВО Сирии. Израильские политики утверждают, что в руках «Хезболлы» находится более 100 тыс. ракет, которые предполагается использовать против Израиля. Большая часть этого арсенала, включая детали для производства ракет, была переброшена Ираном через сирийскую территорию. Каждый раз, когда Израиль обнаруживает канал контрабанды оружия, он наносит удар по Сирии.
Москву такое обоснование не удовлетворяет. «Силовые акции не способны решить вопросы израильских озабоченностей в сфере безопасности, а лишь способствуют росту региональной напряженности»,— заявил глава МИД РФ Сергей Лавров в интервью испанской газете El Pais.
Москва отправила в Сирию системы ПВО С-300, чтобы «остудить горячие головы», объяснили в Минобороны РФ. Поставка зенитных ракетных комплексов была завершена 2 октября. В Израиле считают, что этот шаг еще больше осложнил ситуацию в регионе. «Поставка С-300 — большая ошибка»,— сказал российским журналистам министр по делам Иерусалима и член узкого военно-политического кабинета Зеев Элькин. «Сирийские военные не всегда умеют правильно использовать технику, которая попадает в их руки. При неправильном использовании могут быть сбиты гражданские самолеты. Опасности подвергаются авиационные перевозки в регионе»,— пояснил министр свою позицию, добавив, что с помощью С-300 в том числе могут быть сбиты самолеты и над территорией Израиля.
«Поставляя такого рода оружие сирийцам, Россия несет частичную ответственность за его использование»,— подчеркнул Зеев Элькин. Он не исключил, что Израиль может нанести удар по С-300. «Очень надеюсь, что там не будет российских специалистов»,— добавил он. По словам министра, Израиль делает все от него зависящее, чтобы российские военные в Сирии не пострадали, хотя иранцы сознательно используют их в качестве живого щита. «Они проводят операции по переброске оружия в Ливан, прикрываясь российскими военными. Были попытки даже использовать российские базы на территории Сирии, чтобы пытаться туда завозить оружие, о чем мы предупреждали российских коллег»,— сказал министр. Он также выразил мнение, что в будущем основное столкновение интересов на территории Сирии будет между Россией и Ираном, а не между Россией и Израилем, если исходить из «планов Ирана превратить Сирию в свой военный плацдарм и получить основные контракты на восстановление этой страны».
«Почему тот факт, что сирийцы сбили российский самолет, должен плохо отразиться на отношениях Израиля и России, я не очень понимаю»,— сказал Зеев Элькин.
Позицию Израиля «полностью поддерживают» США. «Мы глубоко обеспокоены размещением российских систем С-300 в Сирии. Вызывает вопросы низкий уровень подготовки персонала (сирийского.— “Ъ”), а также то, кто будет контролировать их (сами системы.— “Ъ”) и какую роль они будут играть»,— ответил на вопрос “Ъ” спецпредставитель США по Сирии Джеймс Джеффри. По его словам, Израиль периодически наносит удары по Сирии, так как это нужно для обеспечения своих жизненно важных интересов. В частности, Израилю важно предотвратить размещение в Сирии иранских ракет класса «земля—земля», способных наносить удары по израильской территории. Спецпредставитель по Сирии также выразил надежду, что Москва продолжит контакты с Израилем по этой теме и будет относиться к его действиям с пониманием.
До сих пор безопасность Израиля была практически единственным вопросом, связанным с Сирией, в котором у РФ и США не было разногласий. Теперь ситуация изменилась.
Впрочем, и министр Элькин, и израильские дипломаты на состоявшихся на этой неделе встречах с российскими журналистами постоянно подчеркивали, что инцидент в небе над Латакией не повлиял на тональность диалога с Россией. «Координация между МИДами двух стран всегда была очень активной. Практически ничего не изменилось»,— сказал заместитель гендиректора департамента Евразии МИД Израиля Алекс Бен-Цви. Он добавил, что в Израиле сожалеют о трагедии в небе над Сирией, но отношения с Россией «слишком глубоки, чтобы этот инцидент мог на них повлиять». Уже после инцидента с самолетом было несколько встреч и консультаций между представителями внешнеполитических ведомств двух стран, также в Израиле состоялось заседание российско-израильской межправкомиссии, не прерываются и постоянные контакты между военными.
«За последние четверть века нам удалось многого добиться в двусторонних отношениях — от экономики до культуры. Отменен визовый режим, между странами осуществляется около 90 авиарейсов в неделю, за последний год товарооборот вырос на 25%. Мы заинтересованы в дальнейшем развитии контактов»,— сказал российским журналистам директор первого евразийского отдела МИД Израиля Яков Ливне. «Мы исходим из того, что у России нет интереса провоцировать конфликт в нашем регионе. У нас достаточно хорошие и прочные отношения, чтобы вести нормальный, доверительный диалог»,— добавил он.
Однако в отличие от политиков израильские журналисты уверены, что к прежнему, доверительному уровню отношений России и Израилю вернуться пока не удалось: с середины сентября не было контактов между их министрами обороны, не назначена дата переговоров лидеров двух стран, хотя израильский премьер-министр за последние недели не раз сообщал о скорой встрече. В Израиле надеялись, что она может состояться в Париже. Теперь здесь не теряют надежды, что переговоры состоятся до конца года.