Мелодии подсознания
Умер композитор Франсис Лей
В Ницце скончался Франсис Лей, кинокомпозитор, лауреат «Оскара», полученного за песню из фильма «История любви». Ему было 86 лет.
Имя французского композитора Франсиса Лея в СССР выучили, когда на экраны вышли фильмы «Мужчина и женщина» (1966) Клода Лелюша и «История любви» (1970) Артура Хиллера по роману Эрика Сигала. «Мужчина и женщина» — вторая лента в фильмографии Франсиса Лея, первым была «Карусель» Роже Вадима.
Франсис Лей работал с лучшими режиссерами мира. Но в зрительской памяти его мелодии накрепко связаны с яркими женскими образами.
В «Карусели» это была Джейн Фонда, в «Мужчине и женщине» — Анук Эме, в «Истории любви» — Эли Макгроу, в «Жить чтобы жить» и «Мужчине, который мне нравится» — Анни Жирардо, в «Майерлинге» — Катрин Денёв.
«Мужчина и женщина» была не просто одной из самых популярных картин в советском прокате (27 900 000 проданных билетов). Это был целый комплект с доставкой в ближайший кинотеатр: актерская пара Анук Эме и Жан-Луи Трентиньяна, молодой режиссер-импровизатор, о котором у нас мало что знали, стремительный «Форд мустанг» в кадре и щемящая музыка Франсиса Лея, которая идеально легла на историю «любви после любви». Все это вместе отпечаталось в сознании целого поколения как символ невозможной красивой жизни и нездешних чувств. На фоне прямолинейных советских мелодрам, построенных по принципу «он ушел на войну, она его ждет» или «он перевыполняет план, она растит детей», тонкая история на грани арт-хауса, выстроенная из случайных взглядов, намеков на эмоции и редких реплик, ощущалась как прорыв. Недаром на протяжении десятилетия после выхода «Мужчина и женщина» то и дело появлялась на афишах советских кинотеатров, и залы были полны.
«История любви» Артура Хиллера не шла в советском прокате. Люди не знали, что это фильм о девушке, умирающей от рака, но интуитивно ощущали, что любовь там совсем не безоблачная. Мелодия Франсиса Лея, которая официально называлась «(Where Do I Begin?) Love Story», долетала до советских ушей из радиоприемников, звучала с пластинок эстрадных оркестров, ее играли в ресторанах.
Самым популярным стало исполнение легендарного американского крунера Энди Уильямса, именно оно звучало на ранних советских дискотеках в качестве безупречного медляка. Стоит отметить, что одновременно с версией Энди Уильямса в США вышел и вариант песни c голосом другого эстрадного титана — Тони Беннетта. Также была выпущена инструментальная версия «(Where Do I Begin?) Love Story», аранжированная Генри Манчини. В Англии песню записала Ширли Бесси. Но трактовка Энди Уильямса показала лучшие результаты в чартах из всего множества исполнений. Главные англоязычные артисты «для взрослых» выпустили мелодию, которая сделала 38-летнего французского композитора мировой знаменитостью.
Всю свою жизнь Франсис Лей оставался «композитором Клода Лелюша», в общей сложности он написал музыку примерно к 30 фильмам режиссера. Неплохо складывалось и сотрудничество Лея с популярным в наших краях комедиографом Клодом Зиди. Музыка композитора звучит в таком хите проката, как «Откройте, полиция!», а также в его сиквелах.
Саундтрек к своему международному дебюту «Очи черные» заказал Франсису Лею Никита Михалков. Для 1988 года это было нечто невообразимое: русский режиссер ставит Чехова для итальянцев, в кадре — Марчелло Мастроянни, за кадром — музыка автора «Мужчины и женщины». Все это ощущалось как сумасшедший и вполне перестроечный по духу выход на широкий кинематографический простор.
Среди тех, кто исполнял песни на мелодии Франсиса Лея, были Эдит Пиаф, Элла Фицджеральд, Жюльетт Греко, Фрэнк Синатра, Мирей Матье, Ив Монтан, Том Джонс и Джонни Холлидей. Однако если его музыкальные темы приходят на ум, то точно не в чьем-то конкретном исполнении, а как мотивы, которые навечно засели в подкорке. «Уа-бада-бада — та-бада-бада» — это то, что всплывает в памяти само собой, на уровне физиологии. Кто-то имплантировал тебе эти песни, как зубную коронку или искусственный хрусталик. Они просто есть.