Эпоха возрождения

Болховский завод полупроводниковых приборов смог преодолеть кризис

Биография завода, которому в июле исполнилось 50 лет, сполна отражает драматичные коллизии новейшей истории государства Российского. В начале 2000-х годов предприятие находилось на краю экономической пропасти. То, что заводу удалось остановиться в шаге от точки невозврата, людям со стороны казалось чудом. Сами же заводчане эпоху возрождения связывают исключительно с личностью Вячеслава Пояркова, который возглавил предприятие в феврале 2005 года и руководит им до сих пор.

Фото: пресс-служба

Строительство Болховского завода полупроводниковых приборов было продиктовано стратегической задачей промышленного испытания, отработки технологий производства полупроводниковых приборов, создаваемых на базе научных разработок московского НИИ «Сапфир», и передачи их для массового производства на другие промышленные площадки. Предприятие было запущено в работу 2 июля 1968 года. В советский период на заводе работало около 2 тыс. человек, выпускали 90 типов продукции. К примеру, по объему выпуска электронных игр – 35 тыс. единиц ежемесячно – БЗПП опережал все российские заводы, выпускавшие аналогичную продукцию.

В 1990-е годы, когда электронная отрасль оказалась практически разваленной, болховские полупроводники тоже оказались не нужны. Предприятие не работало полгода. В 1996 году Егор Строев, возглавлявший тогда Орловскую область, предложил Вячеславу Пояркову попытаться реанимировать предприятие в качестве генерального директора.

Тогда пришлось работать как бы в трех ипостасях: генерального директора БЭТА (тогда завод переименовали в «Болхов Электроника Технология Автоматика»), ЗАО БЗПП и конкурсного управляющего.

В том году нам удалось разработать изделие для стратегического вооружения, которое оказалось востребованным. Это и позволило удержать завод. К 2000 году мы провели реконструкцию, коллектив вырос до 450 человек. Груз долгов по зарплате шел в варианте конкурсного производства. Нужно было зарабатывать в условиях, когда электронные компоненты оказались промышленности не нужны», – вспоминает Вячеслав Поярков.

Те, кто вместе с ним проходил эти трудные времена, полагают, что особое мышление хорошего шахматиста позволило генеральному директору сделать «ход конем», в результате чего завод «задышал». Не полагаясь на единственное востребованное изделие для стратегического вооружения, он начал диверсифицировать производство. Пилили лес, соблюдая особые параметры деловой древесины для Европы, пакетировали и отправляли заказчикам. Модернизировали пилораму, что позволило увеличить выход полезной продукции. Занялись выращиванием свиней, воспользовавшись заброшенной базой подсобного хозяйства БЗПП, оставшейся с советских времен, стали продавать мясо, создавали собственную кормовую базу. За пять лет удалось выплатить больше половины долга по зарплате.

Оценив успешность менеджмента и зная научно-инженерный потенциал Пояркова, в 2000 году его пригласили на должность главного инженера московского НИИ «Сапфир». Поскольку в «Сапфире» тогда активно развивали электронику, а Болховский завод уже работал ритмично, вовремя выплачивая зарплату и налоги, он дал согласие. Но спустя пять лет, когда начался процесс приватизации института, написал заявление «по собственному желанию», не разделяя методов такой приватизации, поработал немного на вагоностроительном заводе и принял решение вернуться в Болхов. Хотя его оставляли в Москве, предлагали хорошую зарплату, родные пенаты оказались дороже, потому что БЗПП довели до состояния «клинической смерти».

Вторая реанимация

«Когда я вернулся на завод 11 февраля 2005 года, на нем осталось 78 человек. Из трех площадок оказались проданными две. Все механообрабатывающее оборудование было вывезено. На машиностроительном производстве остался всего один инструментальщик. К счастью, в полупроводниковом производстве продолжали работать 34 человека. Их задержала только востребованность предприятиями оборонного комплекса прибора, который был мной создан в 1996 году. Его мы и сейчас поставляем во все виды вооружений», – рассказывает генеральный директор БЗПП.

И снова завод восстанавливали по крупицам. Выкупили проданные площадки, сделали ставку на диверсификацию. Генеральный директор инициировал создание специального конструкторского технологического бюро, благодаря работе которого разработаны и запущены приборы для аппаратуры космического назначения с улучшенными техническими и эксплуатационными характеристиками, не имеющими аналогов в мире. Основной задачей бюро стала разработка и внедрение в серийное производство востребованных в оборонном комплексе импортозамещающих элементов электронной компонентной базы. К примеру, для космической отрасли здесь делают изделия с 60-микронной проволокой – это аналогично толщине человеческого волоса. Да еще концы этой проволоки заостряют до 3-4 микрон для компонентной базы. Такие изделия в России делает только Болховский завод. В ассортименте половина эксклюзивной продукции, потому что саму технологию разработали на заводе. Как рассказывает начальник цеха Ирина Гладких, проработавшая на предприятии более 40 лет, все измерительные приборы, испытательные стенды сделаны специалистами БЗПП. Под каждый прибор – своя оснастка.

Сегодня на полупроводниковом производстве – основном в структуре БЗПП – выпускается 130 типов номиналов элементов электронной компонентной базы. Из них за последние 13 лет восстановлено 53 и разработано 77 типов номиналов изделий, которые востребованы в оборонной, авиационной и космической промышленности. В 2012 году здесь открыт цех по производству кристаллов, используемых в технологии изготовления полупроводниковых приборов.

Шахматное мышление, помноженное на обретенный в Москве опыт, сделали генерального директора ОАО БЗПП хорошим стратегом. Анализируя тенденции отечественной промышленности и международной геополитики, он активизировал машиностроительное производство. Сегодня это направление по объемам производства уже конкурирует с основным – полупроводниковым. Полностью переоснащены цеха, закуплено современное станочное оборудование. Для нужд ВПК создано специальное направление – приборостроение. Налажен выпуск изделий для армейских тренажеров и комплектующих для военной техники в кооперации с ведущими корпорациями, в том числе и государственными – Ростехом, концерном «Алмаз-Антей» и другими, специализирующимися на производстве тактического ракетного вооружения. В цехах машиностроительного направления выпускаются узлы и отдельные детали для железнодорожного транспорта, оснастка для строительных компаний. Производственно-техническая база позволяет обрабатывать детали диаметром до 1,6 м и весом 2 560 кг, а также изготавливать изделия с микронной точностью.

Фото: пресс-служба

Начальник цеха Игорь Герасин с гордостью показывает участок гидроабразивной резки, где установлено оборудование, аналогов которому в Орловской области нет. «Оно позволяет резать без дополнительной обработки детали под давлением 6 тыс. атмосфер. Благодаря компьютерной программе можно вырезать любую конфигурацию из любых материалов. У нас элитное оборудование. Оно позволяет выполнять микронные операции», – поясняет он.

На участке ЧПУ работает пятиосный станок, который может одновременно изготавливать 40 инструментов. Сразу в одном процессе получается законченная деталь. Здесь же линейка других станков с ЧПУ. В том числе есть уникальный, где обработка ведется меньше микрона. Парк токарных и гибридных, токарно-фрезерных автоматов – это высокоточное сложное машиностроение. Заказчики машиностроительной продукции – около 300 предприятий по всей России.

«В частности, мы делали высокоточные микроманипуляторы для минского предприятия “Планар” с микронной точностью перемещения. Они используются для управления дисковой резкой. Выиграли тендер среди поставляющих заводов на производство трансформера для оружия. Делали оборудование для нефтегазовой отрасли, для мостостроения. Наши узлы установлены в конструкциях моста между островом Русским и Владивостоком. Наши детали есть на объектах Сочинской Олимпиады. В конструкторском бюро завода разработан уникальный теплогенератор, выпуск которого мы тоже освоили. Особенно востребован он в местностях, где нет газа», – рассказывает Игорь Герасин.

Не чурается завод и индивидуальных заказов. Это различные беседки, стульчики, мангалы, оформление каминов, теплицы и многое другое.

Фото: пресс-служба

«Сейчас работаем над созданием инсулиновой помпы, которая будет не только давать дозированно инсулин по индивидуальной программе, но и бороться с раковыми опухолями. В мире есть всего два предприятия – в Америке и в Швейцарии, которые выпускают инсулиновые помпы. Мы станем третьим. Уже в декабре сделаем первый опытный образец. Это наша инициативная разработка. Президентом страны поставлена задача к 2030 году на предприятиях, работающих для оборонки, 50% загрузки иметь гражданской продукцией. Поэтому мы создаем новые виды продукции», – рассказывает Вячеслав Поярков.

Инвестиции в развитие производственной базы и модернизацию оборудования не прекращаются. Причем, как подчеркнул гендиректор, за счет собственных средств. На сетования о недоступности или дороговизне кредитов у него свой взгляд:

Некоторые убеждены: дай денег – и все получится. Не получится! Нужно научиться на развитие зарабатывать самостоятельно. Если на нашем предприятии в советский период ежегодно делалось 1,2 млн приборов, то за последний год нами сделано вдвое больше – 2,5 млн».

За счет прибыли ОАО БЗПП активно строит новые производственные корпуса и реконструирует старые. За 13 лет силами коллектива восстановлено и построено 26 тыс. кв. м площадей. А численность работников с 78 выросла до 700.

Использование эксклюзивных технологий подразумевает серьезный отбор кадров. Сначала обучение. Правда, из десяти человек, приходящих на предприятие, может остаться один, а может и никого не остаться, рассказывают на заводе. Чтобы подготовить рабочего на полупроводниковое производство, нужно полгода, а на машиностроительное – не менее трех месяцев. Остаются только лучшие. Охотников работать на этом предприятии предостаточно, потому что и зарплата выше среднеобластной – до 30 тыс. рублей, и служебное жилье строится: первые ключи от квартир уже вручены ведущим специалистам. И обеды в заводской столовой дотируются предприятием. Словом, соцпакет внушительный. Молодежь повышает квалификацию и получает высшее инженерное образование за счет средств завода.

Эффект пазла

Экономика предприятия складывается из работы 30 социальных объектов и производственных структур. «Диверсификация производства – основная наша задача, чтобы развиваться в нелегких нынешних условиях», – объясняет стратегию генеральный директор БЗПП. Примечательно, что направления бизнеса здесь не делят на основные и вспомогательные, уважительно давая им равный статус. И это объяснимо: как в свое время лесопилка и свиноводство позволили сохранить производство полупроводниковых приборов, так и сегодня все направления зарабатывают средства на модернизацию и развитие.

Структура направлений бизнеса напоминает пазл: одно дополняет другое. И это дает синергетический эффект. Не только для предприятия. Будучи уроженцем Болхова и гендиректором градообразующего предприятия, Вячеслав Поярков никогда не забывает об интересах горожан.

Парикмахерская, аптеки, цех хлебобулочных изделий, магазины, СТО, медицинский центр, где установлен самый современный аппарат УЗИ и другое оборудование, АЗС, швейный цех, подсобное, тепличное, пасечное хозяйства… В этом году собрали 1 000 т зерна, единственные в округе развивают картофелеводство. Эта инфраструктура не просто доступна горожанам, но и дает дополнительные возможности, а в ряде случаев – экономию бюджета.

«В Болхове три магазина “Пятерочка”, два “Магнита”. Мы со своими двумя магазинами, понятно, не составляем им конкуренцию, но имеем явные преимущества: четко держим ценовой уровень и продаем свою, исключительно натуральную, экологически чистую продукцию. Мясо, овощи, полуфабрикаты, которые делают в нашем кафе, хлебобулочные изделия. Начав сами заниматься картофелеводством, апробировали на наших почвах 12 сортов. Реализуем его не только в качестве пищевого продукта, но и весной продаем горожанам для обновления семенного материала. Люди к нам идут за натуральной продукцией», – рассказывает заместитель генерального директора по торговле Валентина Леонова.

За заводским медом приезжают даже из южных регионов, хотя там-то дефицита этого продукта, который по праву называют «кладовой здоровья», уж точно нет. А все дело в том, что в пасечном хозяйстве используют особую технологию получения меда с пониженной влажностью, что позволяет хранить его долго без утери качества.

Хлебный цех выпекает 20 различных видов хлеба. В их числе по уникальной рецептуре «Наследие» из чисто ржаной муки по старинному русскому рецепту, который долго искали по деревням у старожилов. Он делается без дрожжей, по особой технологии, поэтому имеет уникальный вкус, долго может храниться и не плесневеть.

В заводской инфраструктуре еще банкетный зал на 300 мест, самый большой в Болхове, кафе, ресторан, русская баня...

Казалось бы, что связывает все эти объекты? Вопрос отпадает сам собой, когда Вячеслав Поярков озвучивает поставленную перед коллективом сверхзадачу: вместе с муниципалитетом и областной администрацией добиться того, чтобы Болхов вошел в туристический маршрут «Золотое кольцо». Культурно-историческое основание для этого, безусловно, есть. Чтобы лишний раз в этом убедиться, достаточно побывать в краеведческом музее, созданном заводчанами. Первые упоминания о Болхове относятся к началу XII века, с этим городом связаны родовые переплетения русских царей, дворянства, история православия… Его называли младшим братом Суздаля, поскольку к середине XVIII века в нем было 20 храмов, два монастыря. Литературная жизнь России тоже связана с Болховом: здесь родился поэт А.Н. Апухтин, бывали А.С. Пушкин, А.А. Алябьев, А.А. Фет, А.И. Куприн, И.С. Тургенев, Д.И. Фонвизин…

Туристическое направление на заводе создано четыре года назад, разработаны и апробированы 50 туристических маршрутов, закуплен комфортабельный автобус. А туристическая инфраструктура практически готова – это и есть пазл из всех социальных объектов. Осталось только достроить отель и смотровую площадку, это в ближайших планах.

«Нельзя объять необъятное» – это не про БЗПП. Вячеслав Поярков шутит: «Я собираюсь жить очень долго, чтобы успеть осуществить все намеченные планы».


…К своему 50-летнему юбилею заводчане изготовили и установили на входе в досуговый комплекс, созданный на базе старинного здания купцов Голубевых, огромные металлические ворота – копию тех, что были сделаны по заказу царя Александра I в честь победы над Наполеоном. И это воспринимается как своеобразный символ победы воли, трудолюбия коллектива ОАО БЗПП над самыми сложными обстоятельствами.

Вся лента