Символ свободы быть собой
Пьер Райнеро о бриллиантах Cartier
В центре новой коллекции Captivating in White крупнейшего парижского ювелирного дома — бесцветные бриллианты. «Стиль. Украшения» встретился с директором по стилю и наследию Cartier Пьером Райнеро, чтобы поговорить об одних из главных камней и их роли в истории дома.
Почему на этот раз вы решили сделать ставку на бриллианты?
Мы хотели показать, что бриллиант совсем не такой классический камень, как кажется. Все знают, что ни один из самоцветов не отражает свет так, как бриллиант. И эта игра со светом всегда была очень важна для нас: бриллианты Cartier должны освещать лица наших клиентов. Однако в этот раз мы играем не только со светом, но и с расположением украшений, предлагая носить их по-новому, закрепляя серьги на ухе как кафф или надевая браслет Etincelle de Cartier, как бандо, на голову, а объемное кольцо Coup d’Eclat — на мизинец. Мы не боимся пробовать новое и расширять границы возможного.
Как вы находите баланс между классикой, которая принесла коммерческий успех Cartier, и свежими решениями?
Мы не выбираем одно или другое. Наша задача — делать украшения, которые соответствуют нашему видению мира и которые будут актуальны не только для нас, но и для наших клиентов. Многие ищут у нас классику, кто-то приходит к нам за уникальными изделиями, которые сразу бросаются в глаза. Но, по сути, и тот, и другой подход можно применить к одной и той же вещи. Например, наше кольцо и моносерьга Coup d’Eclat de Cartier — это достаточно традиционные изделия, если посмотреть на них с технической точки зрения: классическая оправа камней, бриллиантовое паве, белое золото и бриллианты. Но геометрия и форма, напротив, делают их необычными и даже дерзкими. Вот почему я считаю, что граница между классическими и более смелыми решениями достаточно условна. Каждый клиент решает эту дилемму для себя. «Пантеру» Cartier в эпоху Жанны Туссан тоже считали дерзким ювелирным украшением — нужно было осмелиться носить такой аксессуар, а теперь она стала классикой. К слову, в нашей новой коллекции я предлагаю и мужской вариант «Пантеры».
В коллекции сразу три мужских ювелирных аксессуара…
Мы хотели сделать акцент на универсальности современных украшений с бриллиантами и на том, что наши изделия могут носить все мужчины, а не только денди, как в начале XX века. Мир изменился, и настало время выйти за рамки канонов. Причем не только в одежде, но и в украшениях — и это верный символ свободы быть собой. К тому же многие наши клиенты-мужчины собирают и носят броши и заколки 1920-х и 1930-х годов. Мне же захотелось показать, что можно и нужно быть коллекционером и современных ювелирных изделий.
На ваш взгляд, как изменилось отношение к бриллиантам за последние годы?
Нам больше не надо придерживаться строгих правил, и, по сути, сегодня нет предписаний, которые бы говорили нам, что, как и когда носить. Женщины могут надевать бриллианты, когда им нравится, не боясь, что их кто-то осудит. То же касается и мужчин. Хотя, конечно, объективные ограничения никто не отменял: лучше не ходить в бриллиантовых украшениях по злачным районам большого города.
На рынке появляется все больше лабораторных бриллиантов. Отличаются ли они от настоящих? И собирается ли Cartier их использовать?
Я всегда был уверен, что ювелирное искусство создано для того, чтобы облагораживать лучшее из того, что нам дарит природа. Манипулируя законами природы, пытаясь при помощи температуры увеличить размер бриллиантов, мы идем против нее. Пока мы планируем оставаться верными настоящим бриллиантам. Думаю, что в будущем на рынке появятся новые разграничения: такие же, как у жемчуга, который принято делить на культивированный и натуральный. Другой вопрос — в символическом значении драгоценных камней. На помолвку принято дарить кольцо с бриллиантом. А может ли искусственный камень быть символом настоящей любви?
Сегодня мы все чаще говорим об этической стороне ювелирного бизнеса и ответственной добыче драгоценных камней. Какова позиция Cartier?
Исторически мы всегда работали с разными поставщиками. Все они должны соответствовать не только нашим критериям качества камней, но и этическим нормам их добычи. Все наши партнеры прошли сертификацию процесса Кимберли (речь идет об утвержденной ООН схеме, препятствующей появлению на рынке так называемых кровавых алмазов: Cartier поддерживает инициативу с момента ее запуска в 2003 году.— «Стиль. Украшения»). Также мы были одними из основателей некоммерческой организации Responsible Jewellery Council — каждый год ее специалисты проводят аудиты и проверяют поставщиков драгоценных камней на соответствие всем нормам. В случае малейшего подозрения в безответственном отношении к добыче камней поставщик может потерять сертификацию.
Ювелирные украшения Cartier — это история о мечте. Как вам удается сохранить ее в современных реалиях бизнеса и постоянно меняющихся трендов?
Покупая украшения, мы приобретаем что-то не только модное, но и долговечное. Конечно, наши браслеты Love можно считать и модным аксессуаром, потому что уже несколько сезонов актуален тренд на сочетание нескольких браслетов. Но это совсем не значит, что, выбирая браслет Love, вы не вкладываетесь в непреходящие ценности,— когда он вам надоест, ваша младшая сестра или дочь с удовольствием заберет его у вас. Даже если новая хозяйка станет носить украшение совсем не так, как вы, оно все равно будет приносить ей радость — не меньше, чем вам. Это один из наших главных постулатов: делать ставку на долговечность и создавать вещи, которые смогут вас радовать не один десяток лет.