Месье, камелия и бойфренд
Екатерина Зиборова о калибрах Chanel
За 30 с небольшим лет существования часового подразделения Chanel здесь успели выпустить модели во всех категориях — от женственных Premiere и вариантов на тему высокого часового искусства Premiere Tourbillon Volant для женщин и J12 Retrograde Mysterieuse для мужчин до моделей J12 на каждый день. Сегодня у марки есть ювелирные, женские, мужские, с усложнениями и собственными мануфактурными калибрами модели. Последних у Chanel уже три, и история их появления заслуживает отдельного разговора.
Согласно кодексу модного дома Chanel, техника всегда стоит на службе у эстетики. Поэтому и мастерство часовщиков марки неизменно служит дизайну, а не наоборот. Причем служит бескомпромиссно, на высочайшем уровне исполнения и технологической экспертизы. Специалисты, работающие над часами Chanel, хорошо знают: главное здесь — первичная идея. Набросанная бегло от руки дизайнерами в парижском офисе марки, реже с прорисовкой конкретных деталей, в виде приложения к электронному письму или листка бумаги, привезенного лично автором, она попадает к часовым мастерам на собственную мануфактуру Chanel в местечке Ла-Шо-де-Фон в Швейцарии, и начинается поиск технических решений, способных воплотить креативную идею парижских дизайнеров в сталь, золото или керамику.
Мануфактуру G&F Chatelain Chanel приобрела в 1993 году, заявив таким образом о своих самых серьезных намерениях в отношении часового производства. Сама мануфактура была основана в 1947 году братьями Жоржем и Франсисом Шатленами, а в 1987-м здесь были созданы первые часы Chanel Premiere. Сегодня силами сотрудников фабрики производится вся часовая линейка парижского дома, а также продукция по заказу сторонних брендов.
Суть сделки в том и заключалась, чтобы у Chanel было собственное производство и полный контроль над всеми его этапами, а в оставшееся время часовщики могли бы принимать заказы от других брендов и даже создавать собственные механизмы. Chanel, к слову, продолжает придерживаться тактики финансирования независимых мануфактур, при которой в выигрыше все — «большой брат» повышает качество своих продуктов, а «маленький» получает шанс выжить в условиях высокой конкуренции. Так компания работает и с мастерскими вышивки Lesage, а в этом году членом большой семьи стала и швейцарская часовая марка F. P. Journe.
Мануфактура Chatelain благодаря этому сотрудничеству из здания площадью 1800 кв. м в 2012 году переехала в новое, площадью в 8000 кв. м, и получила возможности для дальнейшего расширения поля деятельности: когда все департаменты мануфактуры рядом, время на производство значительно сокращается, а продуктивность увеличивается. Основанная в 1947 году изначально как мастерская по полировке часовых компонентов, в следующие полвека Chatelain стала фабрикой по их изготовлению, сборке и финишной обработке, и сейчас здесь работает более 350 человек. А накопленные знания о традиционных способах изготовления часов были усилены самым современным машинным оборудованием. Сегодня мануфактура производит корпуса, звенья для металлических браслетов, некоторые компоненты часовых механизмов, плюс тут сосредоточено все керамическое производство для часов и украшений Chanel. С 2011 года появилось специальное подразделение, задачей которого стало изготовление мануфактурных калибров для парижского бренда. Потребовалось пять лет разработок, прежде чем появился первый результат.
Monsieur de Chanel
Chanel представила Calibre 1, образчик высокого часового искусства собственного производства, заключенный в строгий и элегантный корпус первых мужских часов марки, Monsieur de Chanel, в 2016 году, после почти 30 лет использования кварцевых и автоматических механизмов, которые марка заказывала у сторонних компаний. Калибр разрабатывала целая команда, восемь часовщиков и инженеров; результат — механизм с двойным усложнением и цифровой индикацией часа, с функцией «прыгающего часа» и ретроградной двунаправленной минутной стрелкой, позволяющей легко корректировать время, сдвигая стрелку в обоих направлениях без вреда для механизма. Что касается дизайна, часы отличают эффектные изгибы двух скелетонированных мостов с круговым зернением и нижней пластины корпуса, а двойной барабан обеспечивает модели Monsieur трехдневный запас хода.
Calibre 1 стал первым механизмом, придуманным, разработанным и произведенным на мануфактуре Chatelain. В проектировании мостов принимал участие Ромен Готье, независимый часовщик из швейцарской долины Жу. В 2011 году Chanel и ему сделала предложение, от которого невозможно отказаться, после чего стала миноритарным партнером его мануфактуры Romain Gauthier, обеспечив таким образом себе высокое качество и регулярную поставку компонентов на долгосрочной основе.
Основатель мануфактуры Ромен Готье родился и вырос в долине Жу, что, без сомнения, определило его судьбу. Но в отличие от многих сверстников Ромен получил диплом по специальности механика-инженера. И когда друзья, естественно, тоже часовщики долины, начали спрашивать, может ли он помочь сделать такую-то деталь или спроектировать такой-то механизм, он решил заняться собственным производством, а не идти работать на большой часовой бренд. Коньком независимой мануфактуры Romain Gauthier стало производство ограниченным тиражом высококачественных часовых компонентов. Сегодня марка Romain Gauthier выпускает пять десятков собственных часов в год, работает на самые уважаемые швейцарские часовые бренды и полностью отвечает за внутренности всех сложных часов Chanel. Партнерство с французским домом позволило Готье оснастить свое предприятие ультрасовременным и очень дорогостоящим оборудованием. Именно благодаря машинам мануфактура способна обеспечить качество производства деталей с точностью до микрона, здесь нет понятия «прототип» — каждая следующая шестеренка абсолютно идентична предыдущей. И если при создании Calibre 1 часовщик лишь помогал с проектированием, то детали последующих двух мануфактурных калибров Chanel были произведены силами Romain Gauthier в полном объеме. Что в некоторой степени объясняет их открытый дизайн — все эти колеса, шестеренки, мосты и винты можно рассматривать, как картины.
Premiere Camelia Skeleton и Boy.friend
В прошлом году Chanel показала свой второй мануфактурный калибр — Calibre 2, на этот раз скрытый в корпусе женских часов Premiere Camelia Skeleton. Скелетонированный, с ручным подзаводом, с мостами в форме лепестков камелии механизм разрабатывала та же команда. Работа началась с просьбы парижского дизайн-офиса разместить мосты в рамках контуров цветка камелии и придумать систему, при которой все компоненты, включая пружину, колесо баланса и блок шестеренок, уместились бы внутри контуров этого цветка. Чтобы решить неординарную задачу, часовщикам пришлось создать буквально каждый компонент заново. В итоге модель вышла в трех версиях разной степени ювелирности, в самой дорогой в золотую основу было установлено 246 бриллиантов. Сочетание парижской эстетики и швейцарского мастерства сделало из модели настоящий шедевр часового и ювелирного искусства, который по достоинству оценило жюри главного швейцарского часового конкурса GPHG (Grand Prix d'Horlogerie de Geneve), признав Premiere Camelia Skeleton лучшими женскими часами 2017 года. Отныне в арсенале собственных мануфактурных часов Chanel есть и мужские, и женские модели.
В этом году на часовой выставке в Базеле марка представила новый, третий мануфактурный Calibre 3, заключенный в корпус часов Boy.friend, модели, впервые представленной в 2015 году и с тех пор регулярно мелькающей на запястьях не только влиятельных поклонников модного дома, но и часовых энтузиастов. От первоначальной идеи до утверждения проекта прошло три года. Результатом разработок стали женские часы со скелетонированным механизмом с ручным подзаводом и круглыми мостами, умещенными в прямоугольный корпус Boy.friend. В первоначальных «Бойфрендах» стоял механизм ETA 7001 c ручным подзаводом, что на тот момент уже было шагом вперед по сравнению с кварцевым. Но Chanel не собиралась останавливаться на достигнутом — и начала производить собственные механизмы.
Calibre 3 построен на серии мостов в форме концентрических кругов из меди с черным ADLC-покрытием. Механизм с ручным подзаводом и 55-часовым запасом хода, сделанный Роменом Готье, впечатляет как визуальным, так и техническим совершенством. Корпус Calibre 3 выполнен из успевшего стать знаковым для часов Chanel бежевого золота — драгоценного металла не желтого, не белого, не розового, а нейтрального цвета, близкого к цвету светлой человеческой кожи. А в общем дизайне часов негативное пространство играет не менее важную роль, чем позитивное, что в очередной раз подтверждает главный постулат Chanel: эстетика превыше всего.