Двое суток на циферблат

Екатерина Зиборова о техниках Ulysse Nardin

Производство эмалевых циферблатов для часов — ремесло настолько редкое, что даже в Швейцарии, стране, ставшей настоящим средоточием старинных техник и многовекового опыта, лишь одна независимая фабрика, Donze Cadrans, работает с эмалями по заказу крупнейших часовых мануфактур с мировым именем. Всего здесь девять мастеров, которые подменяют друг друга на разных участках производства. В 2012 году фабрику приобрела компания Ulysse Nardin, входящая в холдинг Kering, третью по величине в мире компанию, производящую предметы роскоши. Но даже после интеграции в огромную корпорацию фабрика осталась независимой и продолжает — вот уже три десятка лет — создавать для швейцарского часового бренда мануфактурные эмалевые циферблаты, которые занимают важное место в коллекциях Ulysse Nardin.

Мастерскую Donze Cadrans S.A. в 1972 году организовал в швейцарском местечке Ле-Локль мастер по эмали Фрэнсис Донзе, и сначала она занималась производством эмалевых дисков для аналоговых телефонов — тех самых, в которых, чтобы набрать номер, нужно было пальцем крутить диск. Когда в 1987 году к семейному делу присоединилась дочь месье Донзе, Франсин, мастерская начала производить маленькие диски для наручных часов, и с того самого времени крупнейшим заказчиком стал часовой бренд Ulysse Nardin. А еще фабрика выполняла заказы по реставрации эмали в антикварных часах музейного уровня и наручных моделях, выпущенных в разные годы XX века, постепенно из скромной мастерской превращаясь в признанного мирового лидера по производству эмалевых циферблатов.

Classico «Year of the Dog», 40 мм, розовое золото, эмаль, механизм с автоматическим подзаводом, 42-часовой запас хода; водонепроницаемость 50 м

А эмалевый диск, надо сказать, совсем не так прост, как кажется. Взять, к примеру, белый циферблат с нанесенными контрастным цветом цифрами, как в новой модели Ulysse Nardin Marine Torpilleur. Современные циферблаты в основе обычно имеют медный диск, реже, по специальному заказу, он может быть сделан из серебра или золота. На диск наносят один за другим до пяти слоев порошка, разведенного с водой, который после обжига в печи, нагретой до 800°С, становится эмалью. И даже на этих простейших этапах процент брака очень высок — попала песчинка, внутри слоя оказался пузырек воздуха, неровно положили смесь. А чем больше слоев, тем выше риск возникновения неровностей. Что уж говорить о сложнейших техниках эмалевой миниатюры!

Donze Cadrans работает в техниках перегородчатой и выемчатой эмали, а для гильоше делает только эмалевый слой — металлический диск с выгравированным рисунком поступает на фабрику из сторонних мастерских. Пример выемчатой эмали — циферблат модели Ulysse Nardin Classico «Year of the Horse»: сначала гравировщик наносит рисунок на металлический диск, затем эмальер заполняет образованные полости разноцветными эмалями, и под конец гравировщик делает резцом выемки на не покрытых эмалями металлических частях. Отличный пример перегородчатой эмали — модель Ulysse Nardin Pride of Baltimore: на диск устанавливают металлические контуры, которые потом заполняют эмалями, и только установка этих контуров может занять от 8 до 15 часов. А на изготовление одного циферблата уходит от 50 до 60 часов.

Ежегодно Ulysse Nardin представляет выпущенную ограниченным тиражом коллекцию часов с символом восточного календаря на циферблате. Так, новинкой декабря 2018 года станут модели с эмалевыми свинками, символом наступающего 2019-го.

Вся лента