Снимая барьеры
Марина Прохорова о новом фильме из серии «Women Tales»
Шестнадцатый фильм из серии «Women Tales», которая создается при поддержке марки Miu Miu, называется «Дочь свадебной певицы». Его режиссер — Хайфа аль-Мансур, первая кинематографистка Саудовской Аравии
Придуманный, чтобы поддержать женщин, которые занимаются кинорежиссурой, проект «Women Tales» оказался успешным и популярным у режиссеров — не в последнюю очередь потому, что организаторы ставят одно-единственное условие: в кадре должно появиться что-нибудь из коллекции Miu Miu. Фильмы для проекта сегодня снимают не только начинающие свой путь в кинематографии женщины, как это предполагалось изначально, но и уже завоевавшие себе имя и репутацию режиссеры — от легендарной Аньес Варда до сверхпопулярных Хлое Севиньи и Авы Дюверней. Вот и Хайфа аль-Мансур помимо короткометражных фильмов успела снять полный метр. В ее портфолио «Ваджда» (2012), первый фильм, снятый женщиной в Саудовской Аравии и посвященный девочке, которая мечтает о велосипеде. История создания фильма вполне показательна — Хайфа аль-Мансур была вынуждена снимать его, сидя в закрытом автомобиле и руководя съемками с помощью компьютера в режиме онлайн, поскольку в ее стране женщинам публичная деятельность запрещена. Судя по всему, успех фильма повлиял на разрешение женщинам водить автомобили. Кроме того, в 2017 году Хайфа аль-Мансур сняла фильм «Мэри Шелли» (в российском прокате «Красавица для чудовища») о гражданской жене Перси Биши Шелли, написавшей «Франкенштейна» и ставшей основоположницей жанра готического романа. А в этом году вышел в прокат ее фильм «Счастье в волосах» — о зависимости женской самооценки от внешности. Словом, по вполне понятным причинам творчество Хайфы аль-Мансур посвящено прежде всего проблемам женского неравноправия. Фильм «Дочь свадебной певицы» о нем же. И главная его тема — разделенность мужчин и женщин в обществе. Действие фильма происходит в 1980 году, в столице Саудовской Аравии Эр-Рияде. Закутанные в черное женщины (на ногах ярчайшие туфли Miu Miu) ожидают жениха и невесту в ресторанном зале. Разумеется, здесь только женщины, и они наряжены, накрашены и причесаны так ярко, как могут быть наряжены, причесаны и накрашены по праздничному случаю люди, вынужденные большую часть жизни прятать свой темперамент и свою личность. Выступает певица (популярная арабская певица Ротана Тарабзуни) в драпированном парчовом платье Miu Miu. Микрофон, сегодня уже допотопный, а в 80-е вполне обычный, присоединен к пульту звукорежиссера, но сам звукорежиссер, по понятным причинам, сидит вдали от женщин, в «мужской» части ресторанного зала. Поэтому, когда перед приходом жениха и невесты звук внезапно отключается, певица впадает в панику. Искать и устранять поломку вынуждены ее маленькая дочь и сын звуковика.
Все кончается благополучно. Девочка игнорирует осуждение сверстниц и ведет себя самостоятельно, свадьба продолжается, гостьи, прикрывая рты для приличия ладонью, подпевают певице, а невеста с женихом молоды и красивы. Но тревога, с которой певица отпускает свою дочь буквально в экспедицию в опасный мир мужской части ресторана, волнение и спешка, с которой женщины перед приходом мужчин вновь закутываются в черные абайи и максимально маскируют собственную индивидуальность, в этом красивом и печальном фильме никуда не исчезают.
Фильм можно посмотреть на сайте www.miumiu.com
Miu Miu // FW 18
Вот еще один пример манифестации women power. Очередная коллекция второй марки Миуччи Прады оказалась посвящена девушкам из рабочих предместий.