Дворовой маркетинг

Благоустройство

За последние несколько лет подход к обустройству дворовых территорий в новостройках Петербурга заметно изменился. На смену утилитарным решениям приходят продуманные общественные пространства. Затраты на благоустройство и озеленение дворовых территорий зависят от класса жилья и доходят до 5% от общей себестоимости проекта и окупаются благодаря позитивному образу реализованных объектов.

В дворовых территориях жилых комплексов важны баланс, грамотное сочетание прогулочных зон, велодорожек, площадок для занятий спортом на открытом воздухе и мест для парковок

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Сегодня петербургские девелоперы рассматривают благоустроенное придомовое пространство как возможность придать индивидуальность своим жилым комплексам. "Если посмотреть на кварталы, застроенные домами первых массовых серий, то станет заметно, что и в те времена предпринимались определенные шаги для создания благоустроенных дворовых территорий. Однако благоустройство тогда велось в гораздо более скромных объемах: пара скамеек у парадной, расположенное между домами небольшое огороженное поле для игры в футбол или волейбол, небольшая детская площадка,— рассказывает Оксана Андросова, руководитель архитектурно-дизайнерской группы ПАО "Группа ЛСР".— Сегодня застройщики работают над организацией удобных проездов по территории комплекса, пешеходных дорожек, проложенных там, где удобно ходить людям. Совсем в иных масштабах ведется организация детских и спортивных площадок. Уже не являются редкостью сразу несколько площадок, предназначенных для детей разных возрастных групп. Спортивные площадки сегодня с тренажерами и, как правило, подготовлены для самых разных спортивных игр".

Смена трендов

Так, постепенно на смену стандартным решениям в виде детских и спортивных площадок приходят продуманные общественные пространства, подчеркивающие стилистику новой жилой зоны. "Застройщики стараются зонировать территорию, разделяя различные тематические зоны. Отдельно выделяют игровые пространства для детей, аллеи для спокойного отдыха и пеших прогулок, велодорожки, спортивные зоны с уличными тренажерами и мини-стадионы, используют в оформлении элементы ландшафтного дизайна и арт-объекты",— рассказывает Ян Свояволя, директор по маркетингу компании "Главстрой-СПб".

Из ключевых тенденций последних лет в области благоустройства Мария Кукса, руководитель службы по формированию продукта группы "Эталон", выделяет рост количества закрытых от автомобилей дворов, мощение территории жилых комплексов брусчаткой и отсутствие бордюров. Популярным решением становится отсутствие крыльца, то есть вход в парадную находится на уровне земли.

Госпожа Кукса обращает внимание на то, что при проектировании жилых комплексов нужно четко осознавать класс жилья и подбирать соответствующую инфраструктуру для двора. "Это необходимо для того, чтобы жители поддерживали реализованные застройщиком идеи, а не отказывались от обслуживания площадки на этапе эксплуатации. В проектах комфорт-класса традиционно реализуются детские игровые и спортивные площадки, при их создании используется антитравматическое покрытие. Вазоны с цветами, скамейки, низкие бордюры на тротуарах, пандусы для маломобильных групп населения — все это становится неотъемлемой частью практически любого комплекса комфорт-класса. В более высоких ценовых сегментах подход к благоустройству несколько меняется, здесь чаще встречаются необычные форматы, скульптуры или арт-пространства",— комментирует Мария Кукса.

Дебаты между сторонниками зеленых дворов и "дворов-парковок" до сих пор не пришли к своему завершению, особенно в сегменте массового спроса, поэтому важен баланс, грамотное сочетание прогулочных зон, велодорожек, площадок для занятий спортом на открытом воздухе и мест для парковок, отмечает Ян Свояволя.

Заграничные "фишки"

Креативные решения для обустройства дворовых территорий, как правило, приходят к нам из Европы. "Места для выгула собак с урнами и одноразовыми пакетами, раздельный сбор мусора, зоны Wi-Fi — это тренды, которые приходят к нам с Запада вместе с остальными трендами в контексте экологичного и этичного образа жизни, мобильности и технологичности жилого пространства",— отмечает Катерина Соболева, управляющий директор центра инвестиций в недвижимость Becar Asset Management.

По словам господина Свояволи, в скандинавских странах представлено много интересных идей, которые могут быть успешно адаптированы у нас.

Вид на зеленый двор, ухоженная и оборудованная придомовая территория автоматически повышают и класс, и цену, и привлекательность проекта, считает Елизавета Конвей, директор департамента жилой недвижимости Colliers International. "Однако чем ниже класс проекта, тем меньше девелопер думает о том, как формирование зеленой среды повлияет на привлекательность жилого комплекса. Застройщики учитывают требования к объему озеленения территории, но реализация проекта не регламентируется, поэтому, к сожалению, часто работы ограничиваются выкладкой рулона газона",— поясняет госпожа Конвей.

Катерина Соболева отмечает, что благоустройство дворовых территорий в основном обусловлено маркетинговыми задачами, так как существующие нормативы довольно низкие, а застройщики превышают требования по озеленению, чтобы создать привлекательную для покупателя жилую среду. Застройщики стремятся создать уютную среду, анализируют возможные будущие потоки пешеходов и машин, выделяют для них специальные зоны.

"Уже на стадии ППТ мы думаем о том, какие еще интересные и полезные решения можно внедрить. Например, в жилом комплексе "Цивилизация" у нас запроектирован живописный пешеходный бульвар, а во второй очереди жилого комплекса "Новая Охта" планируется целая парковая зона. В первой очереди "Новой Охты" уже есть удобное пространство с аллеями и дорожками. Мы заранее продумываем все: с какой стороны могут подъехать машины для разгрузки вещей, как мама с коляской подойдет к подъезду,— рассказывает Оксана Андросова.— Последние несколько лет мы проектируем "города в городе" — с дорогами, остановками, пешеходными зонами. С одной стороны, масштабы теперь большие, с другой стороны, есть возможности на самой ранней стадии заложить правильные вещи и продумать все так, чтобы кварталы были удобными, разумными и логичными".

Посильные затраты

По оценкам Яна Свояволи, обычно на благоустройство и озеленение прилегающей к жилому комплексу территории выделяется до 5% от общей себестоимости проекта. Размер затрат определяется, как правило, масштабами застройки и классом объекта. "В структуре "Главстроя-СПб" есть собственное проектное бюро, специалисты которого разрабатывают различные сценарии развития дворовых пространств в жилых комплексах компании,— рассказывает господин Свояволя.— При реализации проектов высокой ценовой категории застройщики нередко привлекают к благоустройству территории известных архитекторов и ландшафтные мастерские. Здесь благоустройство территории может включать установку скульптурных композиций, ландшафтный дизайн, фонтаны и другие "фишки", создающие дополнительную привлекательность проекта".

Чем выше класс жилья, тем больше внимания девелопер уделяет дополнительному озеленению и благоустройству и тем выше будет цена квадратного метра. Сегодня люди понимают, что в стоимость квадратного метра уже включены комфортная инфраструктура и привлекательная территория вокруг комплекса. "Такие параметры могут стать решающим фактором при выборе комплекса для покупки квартиры. В первую очередь покупатель обращает внимание на дворовую территорию: закрытую от машин, с детскими площадками, комфортно расположенными коммерческими помещениями, отдельно организованным паркингом",— говорит Катерина Соболева.

Елизавета Конвей добавляет, что расходы на благоустройство и озеленение проекта зависят от класса, бюджета проекта, а порой — и от философии отдельного девелопера. "Озеленение и оборудование одной стороны улицы или двора среднего размера обойдутся застройщику в 1-1,5 млн рублей. Сумма покрывает расходы на высадку примерно пятнадцати деревьев, а также кустарников и деревьев кустарникового вида, таких как сирень, акация, организацию живых изгородей из боярышника, размещение скамеек и урн",— конкретизирует госпожа Конвей.

Благоустроенная территория жилого комплекса хоть и не является одним из определяющих критериев выбора жилья, но становится сегодня все более весомым фактором для покупателя. "Приобретая квартиру в обжитом районе, где уже сданы первые очереди, клиенты нередко приезжают оценить комфортность проживания. Детские площадки, спортивные зоны и велодорожки, озеленение дворового пространства, наличие парковок, безопасность территории — все это влияет на решение. Поэтому окупаемость вложений в благоустройство и озеленение своих проектов для застройщика очевидна",— говорит Ян Свояволя.

Андрей Семериков

Вся лента