Зомби в Нормандии

Операция «Оверлорд» в одноименном фильме

В прокат вышел фильм Джулиуса Эйвери «Оверлорд», непринужденно сочетающий военно-историческую драму с кровавым хоррором про зомби. Несмотря на сомнительность подобной затеи, у авторов, по мнению Юлии Шагельман, получилось любопытное и бодрое развлечение с точно выверенной долей патриотизма.

«Оверлорд» поначалу похож на самый настоящий фильм про войну, причем снятый на удивление качественно

Фото: Paramount Pictures

«Оверлорд» — кодовое название операции по высадке союзников в Нормандии, начавшейся 6 июня 1944 года. Той же датой обозначено время действия фильма, и, если ничего не знать о нем до просмотра, в первые минут двадцать он действительно похож на самое настоящее кино про войну, причем снятое на удивление качественно для производственного бюджета всего-то в $38 млн. Передовой отряд американских солдат летит во Францию, их задача — подорвать немецкую радиовышку, чтобы на следующий день, когда начнется полномасштабная операция, она не мешала авиации помехами. В клаустрофобном чреве самолета зрителя встречают обычные для этого жанра персонажи: суровый, но справедливый сержант (Букем Вудбайн), видавший виды капрал-подрывник (Уайатт Рассел), шутник-балагур с вечной зубочисткой во рту (Джон Магаро), военный корреспондент с фотокамерой (Йен де Кестекер), который путается под ногами и всем мешает, и не нюхавший пороху новобранец (Джован Адепо), над которым сослуживцы подтрунивают за то, что он даже мышку не обидит.

Самолет попадает под обстрел, после чего следует весьма убедительная сцена вынужденной высадки: снаряды рвутся, пламя полыхает, объемный звук заставляет вибрировать кресла в кинотеатре. Камера следует за салагой Бойсом: путается в парашютных стропах и чуть не тонет в море. Когда он выбирается на берег, оказывается, что отряд почти полностью уничтожен, в живых остались только четверо, но они полны решимости выполнить задание. В лесу им удачно подворачивается молодая француженка Хлоя (Матильда Олливье), которая, конечно, не испытывает к оккупантам никаких теплых чувств и соглашается провести американцев в деревню.

Радиовышка установлена над церковью (потому что нацисты — безбожники, как объяснял безвременно погибший сержант), а вот в самой церкви происходит что-то страшное. Местные жители, которых туда сгоняют немцы, обычно не возвращаются. Тетушка Хлои вернулась, но с тех пор страшно хрипит и очень плохо выглядит. Зрители, особенно имевшие дело c компьютерной игрой Wolfenstein, конечно, уже догадываются, в чем тут дело, но американским солдатам не до тетушки, тем более что вся их миссия грозит провалиться из-за стычки с мерзким эсэсовцем (датчанин Йохан Филип Асбек, навострившийся играть склонных к моральному и физическому садизму злодеев в «Игре престолов»). Но скоро рядовой Бойс выяснит, что же происходит в церковном подвале, и с этого момента фильм окончательно перестанет притворяться военно-исторической драмой. Тела, получившие несовместимые с жизнью ранения, встанут и пойдут, появится инфернальный нацистский доктор с безумным блеском в глазах (Эрих Редман), и полетят кишки по закоулочкам.

Конечно, сама идея «хоррор про паранормальные эксперименты нацистов» задает принадлежность к категории кинотреша и заставляет вспомнить такие отборные примеры, как норвежская «Операция "Мертвый снег"» (2009). Но «Оверлорд», снятый почти дебютантом (это его вторая полнометражная работа) Джулиусом Эйвери под чутким руководством продюсера Джей Джей Абрамса, играет все-таки в другой лиге и рассчитывает на более широкую аудиторию, а не только на любителей ожившей мертвечины в нацистской униформе. Конечно, воспринимать его всерьез невозможно, но, что самое приятное, и не нужно.

Это нахальное, беспардонное кино, снятое свободными людьми, чью фантазию не ограничивает страх вызвать возмущение у каких-нибудь блюстителей неприкосновенности славного прошлого. Они не только подселяют зомби в один из важнейших эпизодов Второй мировой, но и не боятся показать, что война превращает в настоящих, непридуманных чудовищ даже тех, кто сражается за правое дело, а также подчеркнуть, что американским военным давать в руки супероружие не стоит так же, как и фашистам. Но главное, они играют в собственную историю весело и азартно, как мальчишки в войнушку,— последний раз подобное себе позволял, кажется, Тарантино в «Бесславных ублюдках». И после всех приключений в секретной лаборатории главное впечатление от «Оверлорда» точно такое же — незамутненная детская радость от того, что «наши» победили.

Вся лента