Юбилейные волнения
Леонид Агутин отметил 50-летие в «Олимпийском»
В спорткомплексе «Олимпийский» прошел юбилейный концерт заслуженного артиста России Леонида Агутина. Действо заняло четыре с лишним часа без антракта. Редчайший случай стадионного концерта эстрадной звезды оценил Борис Барабанов.
В прошлый раз большой сборный концерт в честь дня рождения Леонида Агутина состоялся на фестивале «Новая волна». Праздновали 45-летие композитора. Он собрал друзей на сцене и смог доказать, что многофигурное эстрадное действо с прямым телевизионным эфиром можно организовать без использования фонограммы. Этот концерт сейчас всплывает в памяти как картинка из другой эпохи. Фестиваль тогда еще проходил в Юрмале (сейчас — в Сочи), среди участников был лидер «Океана Ельзи» Святослав Вакарчук, ныне невъездной в Россию, но главное — царила атмосфера легкости и общего оптимизма, словно все просто пришли на дружеский джем-сейшен.
50-летие Агутин отпраздновал в июле, но делать большое шоу со съемкой посреди сезона отпусков смысла не было. Зато в ноябре музыканту был гарантирован аншлаг. В последние годы его карьера развивается по нарастающей: он сидит в кресле наставника шоу «Голос», руководит эстрадно-джазовым отделением на базе музыкальной школы им. А. К. Лядова, пишет музыку для кино. В преддверии концерта в «Олимпийском» Агутин издал новый альбом, даже два: новые песни под заголовком «50» и сиквел — собрание версий чужих песен. Он не боится двигаться в сторону новой аудитории. Летом Агутин впервые в своей карьере выступил на рок-фестивале (это были «Кинопробы» в Окуловке), записал песню Виктора Цоя «Кончится лето», а потом еще и дуэт с Сергеем Шнуровым.
Масштабный юбилейный концерт в Москве, да еще и в спорткомплексе «Олимпийский» с его сложной акустикой,— дело практически неподъемное. Известно, что сценарий концерта был готов еще весной, но вот собрать всех многочисленных персонажей на репетиции с живым звуком, да еще в суетливой и сумрачной Москве,— настоящий подвиг. Это не Юрмала, куда все уже и так приехали и где можно разучивать песни между прогулками у моря. «Поддержите его, он очень волнуется»,— попросил зрителей выступавший в «Олимпийском» одним из первых Валерий Сюткин.
Волнение Леонида Агутина было объяснимо. Сольных концертов он не давал здесь 23 года, с тех самых пор, как «выстрелил» с «Босоногим мальчиком» и двумя первыми альбомами. Индустрия зрелищ серьезно изменилась с тех пор. Теперь в «Олимпийском» Агутину нужно было не только наладить звук оркестра и обеспечить бесперебойную смену партнеров на сцене, но и организовать визуальные эффекты в зрительской зоне. Это были не только привычные для публики пушки с конфетти, но и воздушные шары чуть ли не в натуральную величину, и китайские фонарики, и много других постановочных элементов.
На концерте Леонида Агутина не обошлось и без иностранцев. Набор аппаратуры, необходимый для работы великого Эла Ди Меолы, смонтировали на отдельной платформе, которую вывозили на сцену в нужные моменты. В 2005 году русский композитор и американский гитарист выпустили очень достойную пластинку «Cosmopolitan Life», и с тех пор Агутин не упускает шанс поиграть со старшим коллегой. Он принадлежит к тому поколению отечественных музыкантов, которое боготворило джаз-фьюжен-записи Ди Меолы 1970-х, и запись с кумиром в свое время стала одним из краеугольных камней в карьере певца. Нужно было видеть глаза Леонида Агутина и его товарища Валерия Меладзе, когда в их дуэте «Двери в небеса» на сцене «Олимпийского» солировал Ал Ди Меола. Похоже, они так до конца и не поверили в происходящее.
В 2010 году Агутин сыграл концерт в Гаване, специальной гостьей на котором стала участница Buena Vista Social Club Омара Портуондо. Впоследствии певец много работал с кубинцами в разных проектах, включая шоу «Голос», а на концерт в честь 50-летия пригласил легендарного кубинского трубача Артуро Сандоваля, с которым записывался еще в 2009 году. В «Олимпийском» он сыграл в песне «Я буду всегда с тобой».
У Эла Ди Меолы и Артуро Сандоваля на двоих одиннадцать «Грэмми». Впрочем, вряд ли в зале было много джазовых фанатов. Участие музыкантов такого калибра было личным достижением и, если хотите, капризом юбиляра. Ему вообще важно чувствовать себя в контексте мирового музыкального процесса, а о его сегодняшних вкусах говорят ролики, которые он выкладывает у себя в фейсбуке: то Snarky Puppy, то редкое видео Стиви Уандера, то безвестные уличные музыканты, сделавшие виртуозный фанковый кавер на AC/DC. При этом Агутин безупречно ориентируется в мире современной отечественной поп-музыки и готов в определенных рамках играть по ее правилам.
Однажды я оказался на вручении наград исполнителям русского шансона и обнаружил на сцене Леонида Агутина, исполняющего в сопровождении гораздо более скромного, нежели в «Олимпийском», ансамбля песню «Отец рядом с тобой». Было видно невооруженным глазом, что удовольствия от этого исполнения он не получал никакого, просто обозначал свое присутствие и на этой творческой территории. На сей раз он исполнил эту песню вместе с отцом, Николаем Агутиным.
В «Олимпийском» Леонид Агутин выложился на сто процентов. Мало кто из музыкантов его поколения и его жанра замахивается на эту площадку. Агутин не играет стадионную музыку и даже на больших фестивалях появляется редко. Так что волнение, с которым он с трудом справлялся, было компенсировано масштабом события и качеством каждой детали происходящего.