«Дельфин» и «Орлан» действуют в «Согласии»
Суперброкеры как регуляторы денежных потоков НПФ
Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) концерна «Россиум» пошли по пути создания суперброкера, который заключает субагентские договоры с реальными брокерами. Такие схемы использовались ранее для перевода финансовых потоков на эти структуры. Участники рынка полагают, что в данном случае суперброкер используется НПФ именно для этого. Ситуацию может изменить право фондов на выплату дивидендов с 2019 года, однако продолжение использования таких схем будет зависеть от воли регулятора, полагают аналитики.
НПФ «Согласие», принадлежащий концерну «Россиум», настаивает, чтобы все крупные пенсионные брокеры, занимающиеся для фонда привлечением новых клиентов, работали через одну компанию-агента и заключали с ней субагентские договоры. Об этом рассказали “Ъ” несколько пенсионных брокеров, привлекавших для фонда клиентов. В 2018 году они заключали субагентский договор с «Пенсионным брокером "Дельфин"» (зарегистрирован в декабре прошлого года). По словам брокеров в прошлом году также поступал еще один фонд «Россиума» — «Согласие-ОПС», который представляла компания «Пенсионный брокер "Орлан"» (“Ъ” ознакомился с субагентскими договорами). Однако в начале 2018 года «Орлан» был ликвидирован как юридическое лицо. Фонды, принадлежащие концерну «Россиум», являются одними из самых активных по привлечению клиентов. В 2017 году, согласно отчетности, «Согласие-ОПС» потратило на эти цели больше 3 млрд руб. (аналогичную сумму за год получил фонд в качестве помощи от своего акционера), больше чем какой-либо другой фонд за этот период.
В этом году с помощью брокеров активное привлечение осуществляют фонды «Сафмар», «Газфонд Пенсионные накопления», «ВТБ Пенсионный фонд», «Большой» и Национальный НПФ (см. “Ъ” от 27 сентября). Однако, по словам собеседников “Ъ”, в этих фондах не существует практики использования единственного брокера. «НПФ "Сафмар" заключает договоры с крупными пенсионными брокерами и кредитными организациями, список которых доступен на сайте фонда»,— заявил представитель НПФ. «ВТБ Пенсионный фонд» заключает прямые агентские договоры, рассказали в группе ВТБ. Остальные упомянутые НПФ не ответили на запрос “Ъ”. «Создание суперброкера может быть оправданно при создании собственной агентской сети НПФ, но если заключаются договоры с мелкими и агентами—физическими лицами. Включать же в такую схему крупных брокеров нерационально, так как они работают со многими фондами»,— считает один из собеседников “Ъ”.
Такая практика действительно имела место в прошлом в период существования фондов в виде некоммерческих организаций, но в очень редких случаях, рассказали топ-менеджеры трех НПФ. Как заявил один из собеседников “Ъ”, «часть прибыли фонда платилась собственному брокеру (который работал с субагентами.— “Ъ”), поэтому это была схема с выводом (финансовых средств.— “Ъ”). Сейчас же фонды акционированы, они являются центром прибыли, и нет необходимости ни в каких "прокладках"». Несколько топ-менеджеров НПФ соглашаются, что в подобной схеме создания суперброкера, который работает с другими агентами, может иметь место перевод части финансовых потоков НПФ на такую компанию, каким-то образом связанную с людьми или организациями, близкими к фонду.
Вывод заработанных НПФ средств на агентские структуры был распространен среди фондов, принадлежащих крупнейшим банкам, которые и выступают в роли агентов, рассказывал топ-менеджер одного такого НПФ. По его словам, пока не заработала система дивидендных выплат (НПФ смогут их выплачивать лишь с 2019 года), именно через агентские вознаграждения мажоритарная банковская группа может получить часть прибыли фонда. Сохранение различных схем, не связанных с дивидендами, перевода финансовых потоков с НПФ на другие структуры после начала фондами дивидендных выплат будет зависеть от воли ЦБ, считает директор группы рейтингов финансовых институтов АКРА Юрий Ногин. «Для собственников НПФ и его менеджмента, возможно, было бы более удобно сохранять не очень прозрачные схемы распределения исходящих из фонда финансовых потоков»,— полагает он. К тому же если фонды будут платить очень большие дивиденды, то существует опасность натолкнуться на противодействие со стороны общественного мнения, не слишком лояльного к НПФ, что подвигнет их сохранять квазирасходы, полагает управляющий директор агентства «Эксперт РА» Павел Митрофанов.
В НПФ «Согласие», «Согласие-ОПС», «Россиум», «Пенсионный брокер "Дельфин"» не ответили на запрос “Ъ”.