«Афганская сторона порой забывала, что Россия предоставляет добрые услуги»
Замир Кабулов раскритиковал Кабул по итогам конференции в «московском формате»
Спецпредставитель президента РФ по Афганистану Замир Кабулов обрушился с критикой на афганское правительство. На сегодняшней пресс-конференции он заявил, что многочисленные сложности, возникавшие в ходе подготовки консультаций в «московском формате», прошедших 9 ноября, происходили именно по вине президента Афганистана Ашрафа Гани, который постоянно выдвигал какие-то условия, порой «в нервозной форме». По словам господина Кабулова, из-за него в Москву не смогли приехать «около десятка» политических деятелей этой страны. Но, несмотря на это, спецпредставитель считает прошедшее мероприятие успешным и даже уникальным.
Сегодня Замир Кабулов подробно прокомментировал итоги второго заседания консультаций по Афганистану «в московском формате», которые прошли 9 ноября. Напомним, что в них принимали участие как делегация из Кабула (хотя и неправительственная), так и представители запрещенного в России движения «Талибан».
По словам господина Кабулова, мероприятие, организованное МИД РФ, можно назвать уникальным по целому ряду причин. Во-первых, движение «Талибан» на встрече «впервые было представлено в таком широком формате». Во-вторых, она, в отличие от других мероприятий, в которых участвовали талибы, «была публичной». Еще одним важным моментом, по словам дипломата, было то, что «за закрытыми дверями» говорили и о необходимости борьбы с другой запрещенной в России группировкой — «Исламское государство», что создает «еще одно поле для взаимодействия сторон — общий враг».
Однако, несмотря на общий успех, без критики, порой достаточно резкой, выступление Замира Кабулова не обошлось. Он открыто выразил недовольство действиями афганской стороны, которая «порой забывала, что Россия предоставляет добрые услуги и не является стороной конфликта». «Афганское правительство требовало, именно требовало, чтобы на полях московских консультаций состоялись прямые переговоры с движением талибов,— рассказал он.— Мы сами были бы рады, если бы такое случилось, и мы просили руководство талибов о возможности положительно отреагировать на эту просьбу, однако после некоторых размышлений нам сообщили, что руководство талибов категорически отказывается говорить с нынешним правительством Афганистана, которое считает марионеточным, поставленным в Кабуле американцами».
Когда же российские дипломаты сообщили об этом афганской стороне, она, как утверждает господин Кабулов, «начала откровенно тянуть время, ставя целый ряд условий, не выполнимых с нашей стороны». В частности, прямых переговоров с талибами Кабул якобы требовал «до конца октября», хотя повлиять на решение руководства движения Москва никак не могла.
Господин Кабулов не стал скрывать, что Москва хотела бы видеть на московской конференции представителей «официального Кабула», а не Высшего совета мира (ВСМ), который «формально считается общественно-политической организацией».
Но в конце концов на Смоленской площади решили принять делегацию ВСМ, а для того, чтобы сделать конференцию более представительной, пригласить на нее «целый ряд видных политических деятелей Афганистана». В частности, бывшего президента страны Хамида Карзая, бывшего советника по национальной безопасности Ханифа Атмара, представителей национальных общин. «Почти все потенциальные приглашаемые были готовы прислать представителей,— отметил господин Кабулов.— Но нас сильно удивило, что после этого президент Афганистана в нервозной форме стал возражать против этого».
Отвечая на вопрос одного из журналистов, дипломат не стал отрицать, что Кабул, вероятно, «последовал за большим братом» — США, которые первыми отказались от участия во встрече. При этом господин Кабулов заявил, что наблюдатель от американского посольства все же пришел на встречу, хотя, как ранее писал “Ъ”, его стул пустовал. «Он был корейской национальности, и его могли не заметить»,— объяснил недоразумение господин Кабулов.
И все же, по словам российского дипломата, один представитель афганского правительства в конференции участвовал. Это посол Афганистана в России Абдул-Каюм Кучай, который сам настоял, чтобы его включили в делегацию.
При этом вопросов к представительности делегации талибов у господина Кабулова не было. Хотя некоторые эксперты считают, что политический офис организации в Дохе, приславший своих представителей в Москву, не может вести переговоры от лица всего движения, спецпредставитель президента РФ, отвечая на вопрос “Ъ”, заявил об обратном. «Политический офис в Дохе представляет высшее руководство движения талибов,— заявил он.— По имеющимся у нас другим каналам высшим руководством подтверждено, что политическому офису поручено от имени руководства осуществлять контакты. Поэтому вопроса легитимности офиса для нас не существует». Он также подчеркнул, что договариваться с талибами необходимо, потому что «кровью отстояли свое право чего-то требовать».
При этом господин Кабулов признал, что движение «Талибан» все же неоднородно и если одни представители «выступают за войну до победного конца», то другие «выступают за мирные переговоры или комбинации военного давления с политическим».
Отвечая на вопрос “Ъ” об инициативе Ташкента в афганском урегулировании, которую некоторые эксперты считают конкурирующей с «московским форматом», господин Кабулов, напротив, очень высоко оценил старания Узбекистана. «Это и есть региональных подход, и мы ждем от всех соседей Афганистана именно таких конструктивных и важных шагов, которые вместе с нашими усилиями будут создавать ту критическую массу, когда мы от количества начнем переходить к качеству»,— сказал он.
Ни даты, ни места следующих консультаций, по словам господина Кабулова, еще нет. Однако дипломат отметил, что талибам «очень понравился» формат, а в делегации из Афганистана он хотел бы видеть и официальных представителей, и ВСМ, и членов оппозиционных легальных политических кругов. Он не исключил, что новая встреча может пройти не в Москве, а в столице любой другой страны, постоянно участвующей в формате.
Господин Кабулов также сообщил, что уже «в начале декабря» в Москву может приехать спецпредставитель США по Афганистану Залмай Халилзад.
Почему после избрания нижней палаты Афганистан вернулся в эпоху кровавого противостояния
В Афганистане в конце октября прошли парламентские выборы — третьи в истории страны после свержения режима талибов. Окончательные итоги будут объявлены лишь к концу года: подсчету голосов препятствует крайне нестабильная ситуация, вызванная новой волной терактов. Не сумев сорвать выборы, талибы вынудили власти отложить голосование в двух ключевых провинциях — Кандагаре и Газни. Прошедшие выборы во многом повторили сценарий парламентских выборов 2010 года, отличительными чертами которых стали низкая явка и высокая активность талибов.