Ямайские морозы
Стинг проехал по России с регги
Британский классик рока в компании ямайца Шэгги показал в Москве и еще трех российских городах программу нового альбома «44/876». Подмороженный в очереди на вход Борис Барабанов быстро оттаял, услышав знакомые мелодии.
«В случае с "44/876" все началось с песни "Don`t Make Me Wait". Потом они зависли в студии еще немного. Стинг позвонил мне: "Прилетай в Нью-Йорк!" Мы поиграли в свое удовольствие, и получился альбом. Он полон радости. В нем нет никаких больших идей или глобальных месседжей. Это праздник любви и мира: "Эй, народ, давайте просто оттянемся!" Это в духе Стинга — делать то, чего от него никто не ждет».
Так описывал гитарист Стинга Доминик Миллер работу над альбомом «44/876» в интервью “Ъ”. По его словам, об альбоме поначалу речь вообще не шла, тем более о «регги-альбоме». Наверное, если бы Стинг задумал записать альбом с большой регги-звездой, он выбрал бы фигуру покрупнее, нежели Шэгги, он же Орвилл Ричард Баррелл. Например, кого-нибудь из сыновей Боба Марли.
Шэгги — скорее герой рубрики «Где они теперь?». В 1990-е и на рубеже 2000-х у него было несколько хит-синглов, в первую очередь людям памятны «Oh Carolina», «Boombastic» и «Angel». «Boombastic» даже звучал в рекламе Levi`s. В 2000-е и 2010-е никто о нем особо не вспоминал, пока у менеджмента, который у Стинга и Шэгги общий, не возникла идея пригласить Стинга на запись сингла Шэгги «Don`t Make Me Wait».
Стинг — очень корпоративное существо, он всегда поддерживает артистов своего лейбла Interscope. Достаточно вспомнить, как в 2005 году он сыграл на бас-гитаре в песне «Friend Or Foe» русской группы t.A.T.u., которая выпускалась там же. Однако вряд ли он затеял бы целый альбом, а потом еще и тур с Шэгги, если бы ему это не нравилось по-настоящему.
Стинг любит гастролировать в парном формате. К сожалению, России не было в расписаниях его турне с Питером Гейбриелом, Энни Леннокс и Полом Саймоном. Программа с Шэгги делалась, видимо, настолько в охотку, а гонорар Шэгги был настолько скромным, что ее смогли осилить не только промоутеры в Москве и Санкт-Петербурге, но и Екатеринбург с Казанью. Для меломанов в регионах это была большая удача, потому что в этой программе звучат все хиты Стинга, а на сцене работает его регулярный гастрольный бэнд, гарантирующий качество исполнения. И, может быть, самое важное — это был редчайший, если не единственный случай, когда по России проехал состав мирового уровня с регги-репертуаром. Считается, что регги у нас не любят, а звезд этого жанра не знают.
В начале 1990-х Шэгги и Стинг находились на противоположных сторонах музыкального спектра. Стинг ассоциировался с изысканной взрослой поп-музыкой, а Шэгги был звездой из горячей ротации MTV. О Стинге говорили с придыханием, а под Шэгги танцевали на пляжах. А группу The Police, в составе которой прославился Стинг, новое поколение, кажется, не знало вовсе. При этом на регги и ска держался весь феномен The Police, а один из главных сольных хитов Стинга «Englishman In New York» был регги чистой воды. Ради удовольствия вдоволь поиграть регги по всему миру Стинг был готов даже выступить в роли рядового бас-гитариста в тех местах шоу, где Шэгги выходил на передний план.
Концерт в СК «Олимпийский», как и во всех городах турне, начался как раз с «Englishman In New York» — то есть бросились с места в карьер. Причем Шэгги иногда пел в припеве «Jamaican in New York», напомнив популярную кавер-версию, которую сделал когда-то регги-артист Шайнхэд. Шэгги участвовал в исполнении всех номеров программы и если не пел, то вставлял между строчками Стинга мотивирующие возгласы, свойственные тостерам — ямайским диджеям-комментаторам. В некоторых хитах Стинга двое фронтменов просто разделили текст пополам: строчку — один, строчку — другой. В случае с лиричнейшей «Shape Of My Heart» это выглядело совсем странно. Ситуация в целом напоминала воображаемый корпоратив русской нефтяной компании, на который вызвали Стинга,— как будто заказчик, уже как следует отпраздновавший выход на IPO, рванул ворот и выпрыгнул на сцену, чтобы подпеть звезде. А звезда не против. Было видно, что Шэгги пребывает в абсолютной эйфории, оказавшись после долгих лет забвения в эпицентре такого карнавала, да еще с кучей своих песен.
Стинг же был не просто корректен по отношению к своему партнеру, но максимально вовлечен в исполнение всех номеров и инструментально, и вокально, и эмоционально. Песни Стинга обладают магией, которая не теряется в самых радикальных трактовках. Даже мэшап практически несочетаемых «Roxanne» The Police и «Boombastic» в итоге не повредил глыбе. Ну а «Desert Rose» в бисовой части была исполнена с такой эпической силой, что про неожиданного и во многом комичного партнера Стинга все, кажется, забыли. Как забыли про особенности организации концерта с российской стороны. Растанцевались даже те, кто весь первый час концерта простоял на морозе и ветре в очереди за браслетами — проходками в танцпартер.