Раскол как распил
Какие трудности ожидают Украину на пути к церковной реформе? Юрий Ткачев — из Одессы
Как на Украине готовятся к созданию национальной церкви
Украина, похоже, всерьез планирует к концу 2018 года завершить процедуру создания поместной национальной церкви под омофором Константинопольского патриархата. На 22 ноября уже назначено проведение объединительного собора священнослужителей, который должен, по задумке организаторов, издать декларацию о создании украинской церкви и выдвинуть на одобрение Константинополя кандидатуру ее предстоятеля. После этого Константинопольский патриарх Варфоломей должен будет удовлетворить просьбу верующих и издать церковный указ об учреждении новой церковной единицы.
Вероятно, торжественное провозглашение этого события состоится 25 декабря — в день Рождества Христова по новоюлианскому календарю. Ожидается, что тогда патриарх Варфоломей посетит Киев и проведет богослужение в Андреевской церкви — не зря же Верховная рада так поспешно передала ее Константинопольскому патриархату.
Впрочем, формально провозглашено будет не об учреждении, а о восстановлении ранее существовавшей Киевской митрополии Константинопольского патриархата (с 1458 по 1688 год). В эту структуру, правда, не входили южные и восточные регионы Украины, церковная иерархия которых создавалась в рамках Русской православной церкви. Но ни Киев, ни Стамбул это не беспокоит: полномочия нового-старого диоцеза планируется «автоматически» распространить на всю территорию страны. Что же до возможных возражений Украинской православной церкви (УПЦ МП) или Московского патриархата, то президент Порошенко ясно дал понять, что прислушиваться к ним не намерен: в одном из своих выступлений он призвал представителей Русской церкви покинуть Украину, ибо «им нечего тут делать».
И все же на пути к созданию собственной церкви предстоит преодолеть немало сложностей. И главным препятствием станут личные амбиции всех групп украинских автокефалов.
Два украинца — три патриарха
Кто же возглавит украинскую церковь? Патриарх Филарет, глава самопровозглашенной Украинской православной церкви Киевского патриархата (УПЦ КП), долгое время полагал, что национальную церковь должен возглавить именно он. Однако сейчас стало понятно, что с такой позицией не согласен никто — кроме, конечно же, самого Филарета.
Так, Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ) и ее предстоятель митрополит Макарий отвергают сценарий Филарета, фактически сводящийся к поглощению УАПЦ структурами УПЦ КП. Митрополит Макарий считает себя не менее достойным кандидатом на пост главы национальной церкви.
Не поддерживают амбиции Филарета и в администрации президента Украины. Взаимоотношения Филарета и Порошенко до недавнего времени выглядели безупречно, однако это был лишь временный тактический союз, обусловленный общностью цели — получения согласия Константинопольского патриарха на запуск церковной реформы. Когда же цель была достигнута, дорожки Киевского патриарха и президента разошлись.
«Президент не верит Филарету,— поведал автору этих строк один из работающих на окружение Порошенко политтехнологов.— Пока Филарет нуждается в Порошенко, связывая с ним свои надежды стать предстоятелем канонической украинской поместной церкви. Но когда это произойдет, нет гарантий, что Филарет не будет использовать свое влияние по своему усмотрению, в том числе и в ущерб президенту».
У власти имеется свой кандидат на пост главы украинской церкви — это митрополит Винницкий и Барский Симеон (Шостацкий) (УПЦ МП). Он известен как один из наиболее националистически настроенных священников, в свое время он поддерживал Евромайдан. Кроме того, Винница — «политическая родина» Петра Порошенко, а митрополит Симеон считается одним из наиболее близких к главе государства церковных иерархов.
В одном из интервью в 2015 году митрополит Симеон заявил: «В последнее время меня нередко спрашивают: "О чем больше всего вы переживаете, за Церковь?" А я отвечаю: "Знаете, за Церковь меньше переживаю — больше волнуюсь за Украину". Потому что Украина сегодня есть, а завтра ее может не быть, ибо может развалиться из-за нашего разделения и внутренних распрей».
Митрополита Симеона неоднократно упрекали в излишней лояльности власти. Так, митрополит Запорожский Лука через сайт своей епархии попросил Симеона прямо объясниться по поводу слухов о его возможном участии в константинопольском проекте. Симеон от прямого ответа уклонился. «Митрополита Симеона попрекают его хорошими отношениями с властями. Но неужели это недостаток? — вопрошают авторы ответной статьи на сайте Винницкой епархии.— Слава богу, благодаря владыке Симеону в Винницкой епархии абсолютно нормальные отношения и с властью, и с обществом. По нашему мнению, так, как действует митрополит Симеон, должны были бы действовать и другие. Одно дело — указывать власти на ее ошибки, а совсем другое — открывать в условиях войны "второй фронт" против избранных народом руководителей».
При этом и Константинопольский патриархат вовсе не обязан ставить во главе церкви того, кого выберут в Киеве. Вполне возможно, что Фанар предпочтет поставить Киевским патриархом своего человека, который не связан ни с одной из украинских церквей, не «замкнут» на власть и будет руководствоваться лишь интересами Константинопольского патриархата. Но примут ли такое решение украинские автокефалисты? И устроит ли оно администрацию президента?
Собор преткновения
Даже если намеченный на 22 ноября церковный собор состоится, еще не ясно — сумеет ли он вынести нужные решения. Архиепископ Харьковский и Полтавский УАПЦ Афанасий Шкурупий и вовсе заявил, что совместная комиссия по его подготовке попросту не успеет завершить всю работу — и более того, пока она ее и не начинала. «Я член переговорной комиссии, которая создана нашим архиерейским собором. Но до этого времени не было никакого совместного заседания. Потому что когда комиссия работает, то переговорщики должны совместно работать, нарабатывать устав и другие документы о том, как Церковь будет дальше жить после объединения. Но на сегодняшний день никаких предложений ни от Киевского патриархата, ни даже от власти, если она уже затеяла весь этот процесс»,— заявил он.
Ранее возмущение подходом к организации собора высказал и глава УАПЦ Макарий. По его словам, УПЦ КП пытается монополизировать процесс подготовки собора и попросту поставить представителей других церквей перед фактом необходимости поддержать тот устав будущей церкви и прочие документы, которые будут подготовлены в канцеляриях самопровозглашенного Киевского патриархата. В УАПЦ грозят (правда, в завуалированных формах) срывом собора. «Может разве что быть собор Киевского патриархата. Но не объединительный собор»,— заявил тот же Афанасий Шкурупий.
Не менее болезненный вопрос — присутствие на соборе представителей УПЦ МП. Их желает видеть и Киев, и Константинопольский патриархат, ведь политически важно показать, что новая церковная структура будет результатом слияния трех существующих ранее: УАПЦ, УПЦ КП и УПЦ МП. Кроме того, участие священников Московского патриархата позволит формально оправдать претензии новосоздаваемой структуры на те территории, которые не имеют исторической связи с Константинопольской церковью и развивались в лоне Русской.
И участие некоторых представителей УПЦ МП в таком соборе действительно возможно. Внутри Украинской православной церкви давно существует так называемое автокефалистское крыло, представители которого выступают за разрыв с Москвой и объединение (на тех или иных условиях) с самопровозглашенным Киевским патриархатом. Среди них можно назвать вышеупомянутого митрополита Симеона, митрополита Переяслав-Хмельницкого Александра (Драбинко), митрополита Черкасского Софрония (Дмитрука) и других. Еще ранее Петр Порошенко заявлял, что ряд иерархов УПЦ МП поддержали обращение к Константинопольскому патриархату. А упомянутый митрополит Софроний заявил, что в рядах УПЦ МП есть шесть епископов, согласных присоединиться к новой церкви.
Но все же влияние «автокефалистов» внутри УПЦ МП не следует переоценивать. Даже те шесть епископов, о которых говорил Софроний,— капля в море из 85 епископов УПЦ МП на Украине. Да и эти шестеро, по словам того же Софрония, сегодня уже испытывают колебания и склонны отказаться от участия в объединительном соборе. В обострившейся обстановке это может закончиться их низложением с кафедр и даже извержением из церкви, если новая церковная структура так и не будет создана.
По словам одного из представителей Одесской епархии УПЦ МП, в настоящее время власти ведут весьма активную работу по привлечению представителей церкви на собор. Упор сделан на рядовых священнослужителей, в первую очередь в сельской местности: по данным нашего источника, за одно лишь участие в соборе им предлагают вознаграждение в размере от 500 до 3000 долларов США, а в случае отказа обещают проблемы по линии правоохранительных органов и районных администраций. Насколько эффективной будет эта работа — сказать сложно: не так давно на собрании клириков Одесской епархии из 413 священников 406 высказались в поддержку УПЦ МП. Впрочем, наш источник уверен: сторонники сотрудничества с властью обязательно найдутся. «Давайте говорить прямо: в Церкви — любой церкви, и в нашей в том числе — всегда есть много карьеристов, конъюнктурщиков, людей, которые пришли в Церковь в поисках теплого места,— объясняет наш собеседник.— Эти люди могут предать Церковь, могут купиться на какие-то посулы, убояться угроз. Но их вряд ли будет много. И на самом деле власть сегодня оказывает нам услугу, потому что то, что сегодня происходит, заставит таких людей проявиться и поможет Церкви очиститься от них. Я уверен, что у нас впереди тяжкие испытания, но мы выйдем из них лишь еще более сплоченными».
На прошлой неделе в Киеве приключилась история, прекрасно иллюстрирующая положение вещей. Руководство УПЦ МП и президент Украины Петр Порошенко договорились провести встречу, чтобы обсудить сложившуюся ситуацию. Но она не состоялась: ее участники ожидали друг друга… в разных местах. Так, президент Петр Порошенко звал иерархов в Украинский дом — своего рода привластный конференц-центр. Епископы УПЦ же уведомили главу государства, что будут ждать его в Киево-Печерской лавре, где в тот же день должен был состояться архиерейский собор. По данным украинских СМИ, Порошенко несколько раз звонил в Лавру, буквально требуя от священников прибыть к нему на встречу, однако получил отказ. Общаться с иерархами на их территории он также отказался. Правда, уже вечером президент все-таки встретился с некоторыми представителями УПЦ: во встрече приняли участие всего трое епископов — похоже, те самые представители «автокефалистской партии».
Имущественные вопросы
Ни сторонники, ни противники намеченной церковной реформы не скрывают: ключевым является вопрос о том, кто будет в итоге контролировать храмы, монастыри и иные приходы. И здесь все тоже достаточно непросто.
В настоящий момент на Украине существует три варианта того, как устроены права собственности на православные церкви. Здания и сооружения ключевых религиозных центров, включая Киево-Печерскую лавру, Почаевскую лавру и другие знаковые объекты, принадлежат государству и находятся у тех или иных религиозных организаций во временном пользовании. Именно поэтому, к примеру, Верховная рада так легко отобрала у УАПЦ и передала Константинополю Андреевскую церковь — храм также находился в государственной собственности, и государство было в своем праве решать, кому разрешать им пользоваться.
Другие религиозные сооружения принадлежат напрямую структурам УПЦ МП. Например, собственником одесского Спасо-Преображенского собора или Свято-Успенского является Одесская епархия Украинской православной церкви — юридическое лицо, учредителем которого является Киевская митрополия Украинской православной церкви, в свою очередь, учрежденная поместным собором Украинской православной церкви. Отобрать эти храмы у УПЦ МП властям будет затруднительно вне зависимости от каких-либо церковно-организационных процессов в Киеве.
Однако большая часть церквей и храмов, особенно в сельской местности, зарегистрирована на конкретные религиозные общины — проще говоря, сообщества прихожан этого конкретного храма. Подобные общины учреждаются собранием верующих и регистрируются (в уведомительном порядке) органами власти — как правило, районными или областными государственными администрациями. И вот за эти-то храмы, по всей видимости, развернется настоящая борьба.
Дело в том, что, по украинскому законодательству, подобные церковные общины в лице их членов сами решают, какой вышестоящей церковной организации они принадлежат. В теории они могут также изменить свою принадлежность, если на то будет воля верующих. На практике эта процедура урегулирована достаточно слабо: в частности, не описано, кого именно считать членом церковной общины, не установлено, сколько именно членов такой общины должны одобрить решение о ее переподчинении и т.п.
Урегулировать все эти вопросы призван внесенный в Верховную раду еще в 2016 году законопроект о поправках в закон «О свободе совести и религиозных организациях».
Его авторы предлагают постановить, что принадлежность к религиозной общине определяется «по принципу самоидентификации», «подтверждением чего является участие в религиозной жизни громады (общины.— "О")». А решения об изменении церковной подчиненности принимаются простым большинством голосов членов громады.
В УПЦ МП убеждены, что целью этого законопроекта является «формализация» процедуры захвата храмов. Действительно, никто не мешает любому числу граждан Украины (даже не являющихся жителями той или иной местности) назваться прихожанами того или иного храма (принцип самоидентификации!), а затем собраться и «простым большинством» утвердить решение о переходе общины в подчинение новой церковной структуре. Их решение регистрируется органами власти, после чего и сам храм передается в новую церковную юрисдикцию автоматически.
Как это будет работать? А очень просто. Приезжает пять автобусов «верующих», может быть, даже из другого региона. Заходят в храм. Молятся там — «принимают участие в религиозной жизни», после чего ставят на голосование вопрос о том, чтобы перейти в Киевский патриархат. Потом садятся на автобусы и едут в следующую церковь. Свои опасения в отношении того, что события будут развиваться именно так, сформулировал, в частности, глава юридического отдела УПЦ (МП) протоиерей Александр Бахов.
Примечательно, что в конце сентября 2018 года зарегистрированный еще в 2016 году законопроект был включен в повестку дня Верховной рады — вполне вероятно, что его попытаются принять еще до конца этого года. Судя по последним результатам голосования в Верховной раде по религиозным вопросам, шансы законопроекта набрать в сессионном зале нужное число голосов достаточно велики.
Вижу цель — не вижу препятствий
Источники в окружении Петра Порошенко утверждают: несмотря на все проблемы и сложности, сопряженные с церковной реформой, власть твердо намерена довести дело до конца.
«Новая церковь состоится "при любой погоде",— подчеркивает один из наших собеседников.— Другое дело, что у Порошенко в общем и целом нет цели устраивать в Украине религиозную войну. Церковный вопрос для него — вопрос чисто политический: создание национальной церкви — ключевой аспект избирательной программы Порошенко. Да, существует масса сложностей и противоречий как внутри Украины, так и в смысле позиции Фанара. Но общая позиция заключается в том, что сейчас возникло некое окно возможностей, в том числе и благодаря приближению выборов, и в это окно очень важно успеть запрыгнуть. А все проблемы можно будет начать решать уже потом, в более спокойном режиме, когда ни выборы, ни другие факторы не будут подгонять и нагнетать нервозность».
Данный прогноз, пожалуй, выглядит действительно реалистичным. Другое дело, что те «проблемы», которые предполагается «решать в более спокойном режиме», грозят не только разрушить воздвигаемое здание новой украинской церкви, но и породить драматические события в масштабах всей страны.