Сладкие газированные напитки станут акцизными
Зачем Минздрав предлагает ввести налог на продукцию
Минздрав поддержал введение 20-процентного акциза на сладкую газировку. Копия документа есть у газеты «Известия». Эта мера должна стать частью федерального проекта «Укрепление общественного здоровья». Сейчас продукты акцизом не облагаются. Сбор действует только для алкоголя и табака, и его регулярно повышают. Это неизбежно ведет к росту цен.
Такая же судьба ждет и сладкую газировку, говорит президент Союза производителей безалкогольных напитков Максим Новиков. По его словам, даже технически акциз будет крайне сложно ввести: «Мировой опыт показывает, что введение подобных мер, даже более мягких, не снижает значимо потребление категорий. Соответственно, в наших реалиях при потреблении менее 2% калорий от суточной нормы, если мы снизим потребление на 10%, то снижение калорийности рациона на 0,2% вряд ли стоит 20-процентного удорожания огромного количества напитков. Такая формулировка, мягко говоря, сложно выполнима на практике. То есть один и тот же напиток в рамках розничной торговли может иметь разную стоимость в зависимости от региона, формата торговли, наличия или отсутствия скидок и прочего. Здесь также необходимо отметить, что подобные меры ставят в неконкурентные условия наших производителей перед коллегами из других стран Евразийского экономического союза».
Сладким напиткам сложно найти альтернативу. Поэтому рост цен не заставит потребителей отказаться от газировки, считает финансовый аналитик компании «Открытие Брокер» Тимур Нигматуллин:
«Если продукция питания является товарами повседневного потребления без альтернатив, или каким-то традиционными товарами, или товарами, вызывающими привыкание, то повышение акциза и, соответственно, повышение цен почти не ведет к падению потребления. Как правило, домохозяйства просто начинают покупать по более высокой цене. Конечно, в долгосрочной перспективе потребление все-таки снижается, но эффект гораздо менее заметен по сравнению с другими категориями.
В случае со сладкими напитками повышение цен не приведет к пропорциональному снижению потребления.
Потребление будет расти примерно также, с точки зрения объема рынка в деньгах, насколько вырастут цены, исходя из роста себестоимости. Домохозяйства будут искать какие-то альтернативные продукты питания, которые обладают похожими свойствами, например, сладкие напитки без добавления сахара. В краткосрочной перспективе, я думаю, объемы рынка вырастут в том числе за счет пропорционального роста цены, соответственно, домохозяйства будут вынуждены покупать по более высоким ценам».
Введение акциза могло бы отучить россиян от газированных напитков, тем более что такая сладкая вода действительно может стать причиной серьезных болезней, говорит врач-диетолог Елена Соломатина: «Задача этого решения и заключается в том, чтобы перевести их из традиционных напитков в напитки, может быть, праздничные, которые иногда можно себе позволить. Дело в том, что сейчас многие покупают эти напитки машинально и даже не задумываются о том, какое количество сахара содержит один стакан. Сахар ведет не только к ожирению, особенно в таком жидком виде и в газированном напитке, он очень быстро усваивается при этом. Он ведет еще и к развитию атеросклероза, метаболического синдрома. Это заболевание, с которым сейчас сталкивается практически каждый человек. И сердечно-сосудистые заболевания, в частности, занимают первое место по уровню смертности. То есть они уже опередили онкологию, те страшные болезни, которых так боится народ. Но умирают не от онкологии, а умирают именно от последствий употребления в том числе таких сладких напитков».
Акциз на сладкую газировку пытаются ввести в России не первый раз. Ранее такую инициативу продвигал Минфин, а затем Минздрав. В первом случае идею отложили, чтобы изучить иностранный опыт. Во втором предложение раскритиковал Минсельхоз.