Производители впечатлений

Никита Аронов узнал, как заводы и фабрики осваивают турбизнес

Увидеть, как делают шоколад и льют металл, можно на специальных экскурсиях — на предприятия. Новое направление отечественного туризма так и называется — индустриальный. Все больше заводов и фабрик открывают свои двери экскурсантам. К начинанию присмотрелся «Огонек»

Кто не мечтал в детстве попасть на шоколадную фабрику или фабрику мороженого? Сейчас это стало возможным. К слову, экскурсии на «сладкие» предприятия — пожалуй, самые популярные, во всяком случае среди детей. Но узнать, как создается тот сложный и высокотехнологичный мир, в котором мы живем, можно и на металлургических, станкостроительных и судостроительных предприятиях, заводах, выпускающих продукты, косметику, посуду.

Работа над «Картой промышленного туризма», инициированная Ростуризмом, уже близится к завершению — она должна быть презентована в 2019 году. Карта представит все предприятия, которые готовы пустить особо любопытных и показать, какой путь проходит их продукция от запуска в производство до контролера уже на выпуске. Уже сейчас, по данным Ростуризма, в России существуют десятки межрегиональных маршрутов промышленного туризма, которыми воспользовалось уже сотни тысяч экскурсантов.

Михаил Мальцев, один из инициаторов проекта, секретарь совета и исполнительный директор Уральской ассоциации туризма, объясняет, как в нашей туриндустрии возникло новое направление: «Выездной туризм последние несколько лет снижается, и ряд туристических компаний, которые им занимались и которые умеют делать хороший турпродукт, переключились на внутренние направления. Поэтому промышленный туризм и развивается».

Справедливости ради надо сказать, что промышленный, он же индустриальный, туризм придумали не чиновники из Ростуризма. На Западе он остро популярен уже четверть века. Первым двери для посетителей открыл американский завод по производству виски Jack Daniel's в 1866-м — в день открытия самого предприятия. И сейчас в США почти нет предприятия, которое не принимало бы туристов. Причем если за океаном больше «показывают» действующие предприятия, то в Европе объектами индустриального туризма чаще становятся заброшенные заводы, фабрики, угольные и соляные шахты. Среди самых популярных маршрутов — заводы «Ламборгини» и «Феррари» в Италии, датский «Лего», «Аэробус», автомобильные монстры и шоколадная фабрика «Риттер спорт» в Германии и, конечно, легендарная «Кэдбери» в Великобритании — там не только можно увидеть, как делаются конфеты, попробовать их, но и самому что-то слепить из сладкой шоколадной массы. Для предприятий важен не только доход от туристов (а он не маленький, билеты стоят больше 10 евро), но и возможность продвигать свой товар, «вербуя» новых покупателей и демонстрируя открытость компании.

Теперь по этому пути решили пойти и отечественные предприятия.

…Сначала домна, потом прокатный стан, на выходе — сувенирная лавка. Все в касках, спецодежде и с сопровождающими. Непривычный, по российским меркам, туристический продукт. Но как только Магнитогорский металлургический комбинат начал продавать экскурсии, туда очередь выстроилась. Кстати, на Магнитке, как и на большинстве других российских заводов, экскурсионный маршрут существовал давно — но для «своих». По нему водили студентов техникумов, поставщиков, чиновные делегации, хоккеистов местного «Металлурга» — до 2018-го и в голову не приходило пускать посторонних. Теперь же на комбинате штат экскурсоводов, свой туристический сайт…

Но это не все изменения. Когда предприятие становится настоящим туробъектом, оно «хорошеет». То, что годится «для себя», не всегда можно показывать гостям. Поэтому хоть и не капитальный, но ремонт приводит к волшебным изменениям.

— В доменном цеху мы поставили установку для очистки воздуха. Лестницы починили, все почистили-покрасили,— рассказывает Мария Пушкарская, отвечающая на Магнитке за туризм.

Впрочем, не все предприятия, «подписавшись» на промтуризм, готовы открыть двери в цеха. Некоторые пытаются отделаться экскурсиями в заводские музеи, особенно на оборонных заводах. В Ростуризме проблему понимают и даже подготовили пакет поправок по облегчению допуска на промышленные объекты. Правда, эти поправки должны пройти через Госдуму и правительство.

В 2015-м Наталья Казакова из Калининграда вышла в отставку (работала в силовом ведомстве) по выслуге лет и сосредоточилась на работе в родительском комитете класса, где учился ее сын. Вместе со школьниками молодая пенсионерка побывала на авиаремонтном заводе, на автомобильном производстве, на ТЭЦ. И поняла: это призвание. Она создала фирму «Профи-тур», а потом и Балтийскую ассоциацию промышленного туризма. Постоянно работает с десятком предприятий Калининградской области: возит детей и взрослых на янтарный карьер, завод минеральной воды, производство кирпича.

Сейчас такие турфирмы появляются по всей стране. Липецкая «Академия развития искусств» с лета 2017-го продает индустриальные туры по 40 предприятиям Центральной России. В Самаре два десятка промышленных экскурсий организует агентство делового туризма и мероприятий MICE Market. По данным Российского союза туриндустрии, на промышленный туризм приходится уже 3 процента отечественного турпотока — в полтора раза больше, чем, скажем, на гастрономический.

А зачем это делают сами предприятия, «Огоньку» рассказали те, кто придумали и водят экскурсии.


Косметическое объединение «Свобода»

Москва, Владимир Мироненко, директор по связям с общественностью и СМИ

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Давно ли вы пускаете на производство туристов и зачем вы это делаете?

Мы начали водить экскурсии пять лет назад. Решили, что это лучший способ рассказать о себе и привлечь клиентов. Кроме того, у нас перед глазами был хороший пример других компаний (прежде всего московских кондитерских фабрик), которые уже открыли свои цеха для туристов. И мы понимали, как это работает.

Что эти экскурсии дают вам и что они дают туристам?

Порядка 90 процентов наших гостей — школьники. Им интереснее всего обычные вещи, с которыми сталкиваются каждый день, например мыло и зубная паста. Обычно до экскурсии они вообще не представляют, как их делают. Все это в конечном счете повышает узнаваемость нашей продукции, ведь люди своими глазами видят производство и становятся лояльнее к нам как покупатели.

На какое производство вы бы сами хотели сходить?

Было бы интересно побывать на авиационном заводе. Ведь вся моя семья связана с авиацией. Папа летал на самолетах, а мама их строила. Но сам я никогда не видел, как их производят.

Пивоваренная компания «Балтика»

Санкт-Петербург, Ирина Прешпективых, специалист по связям с общественностью

Фото: Александр Коряков, Коммерсантъ

Давно ли вы пускаете на производство туристов и зачем вы это делаете?

«Балтика» запустила экскурсионный проект с 1999 года. Наши заводы в 8 городах России ежегодно принимают более 30 тысяч человек, а в прошлом году в Петербурге мы встретили уже 700-тысячного гостя. На всех заводах, которые мы не купили, а построили сами, с самого начала предусматривается специальная галерея для экскурсий, позволяющая в полной мере оценить масштаб производства. Для нас это прежде всего просветительский проект — возможность рассказать о пиве и о культуре его потребления.

Что эти экскурсии дают вам и что они дают туристам?

О пиве ходит много мифов, а мы их развенчиваем. Самый распространенный миф — что в напиток добавляют спирт. Здесь люди могут своими глазами убедиться, что алкоголь появляется в пиве в процессе брожения.

На какое производство вы бы сами хотели сходить?

Всегда интересно посмотреть, как работают конкуренты – другие пивоваренные компании. Впрочем, я бы с удовольствием посетила какое-нибудь предприятие, где делают ракеты. Но, мне кажется, там все засекречено.

Шоколадная фабрика Belgostar

Зеленоградск, Калининградская область, Елена Колесник, руководитель отдела маркетинга

Фото: Александр Подгорчук, Коммерсантъ

Давно ли вы пускаете на производство туристов и зачем вы это делаете?

Я сама работала в туризме и захотела организовать необычную экскурсию на производство, с этого все и началось. Обратилась к директору шоколадной фабрики, он дал добро при условии, что всю организацию я возьму на себя. И вот уже два года я вожу эти экскурсии. Для предприятия это хорошая реклама, ведь многие посетители о нем раньше знать не знали. В крупных сетях продукция фабрики не продается.

Что эти экскурсии дают вам и что они дают туристам?

Дети узнают у нас о профессиях. Они видят, как работает технолог производства, оператор линии и даже бухгалтер — его работу мы им тоже показываем. Некоторые посетители приезжают к нам по три-четыре раза в год, не только дети, но и взрослые. Причем каждый раз делают покупки в фирменном магазине.

На какое производство вы бы сами хотели сходить?

У нас так много сладкого, что взрослые после экскурсий частенько говорят: хорошо бы на мясоконсервный комбинат сходить. Была я там, ничего интересного. Зато мне хотелось бы побывать на заводе, где консервируют огурцы и помидоры в банках. У нас в школе на таком производстве была практика. И интересно было бы теперь на него посмотреть.

Выксунский металлургический завод

Выкса, Нижегородская область, директор музея истории завода Андрей Цыпляев

Фото: Валерий Покумейко, Коммерсантъ

Давно ли вы пускаете на производство туристов и зачем вы это делаете?

Мы приняли такое решение год назад и уже 26 января провели первую экскурсию. Главная задача — это, конечно, помочь молодым людям определиться с профессией. Еще — показать, что наше предприятие открытое и современное и что нам нечего скрывать. Кроме того, развитие туризма — это развитие города. К нам ведь уже из-за границы приезжают посмотреть на наше производство.

Тяжелее всего было преодолеть страхи наших сотрудников, что на предприятии будут ходить посторонние. Сейчас у нас на заводе строится новый труболистосварочный цех. И там мы еще на стадии проекта спланировали, где будем водить туристов.

Что эти экскурсии дают вам и что они дают туристам?

Многие туристы признаются: это самое потрясающее, что они видели в своей жизни. Ведь у них на глазах происходит укрощение металла человеком.

Что важно для нас: люди часто думают, что работа металлурга грязная и непопулярная. У нас они видят, что это совсем не так. Что работа на самом деле очень интеллектуальная. А современным оборудованием управляют совсем молодые люди. Если хотя бы один из наших гостей захочет стать металлургом, все это уже не зря.

На какое производство вы бы сами хотели сходить?

Мне интересно было бы заглянуть внутрь автомобильного производства. Я бывал на автозаводах в Германии и Чехии, но там все показывают издалека, не как на наших экскурсиях. А хотелось бы рассмотреть все вблизи.

Императорский фарфоровый завод

Санкт-Петербург, Алексей Шевченко, пресс-секретарь и экскурсовод

Фото: Александр Петросян, Коммерсантъ

Давно ли вы пускаете на производство туристов и зачем вы это делаете?

Еще в советское время на наш завод водили высоких гостей и иностранные делегации, а в 2006 году мы запустили экскурсии и мастер-классы для всех. Все это дает двойной эффект: работает на имидж завода и приносит прибыль.

Что эти экскурсии дают вам и что они дают туристам?

Знаете, как у экскурсантов загораются глаза, когда им дают потрогать руками еще сырой фарфор? Это по-настоящему захватывающий опыт для каждого. Кроме того, многие люди задаются вопросом, почему фарфор так дорого стоит, а посетив наше производство, начинают понимать, какая это трудоемкая работа. У нас ручной труд составляет 65 процентов от всего производственного процесса.

Наши экскурсии и мастер-классы — катализатор продаж. Побывавший на производстве и понимающий технологию гость с большей вероятностью купит наши изделия.

На какое производство вы бы сами хотели сходить?

Я с детства всегда мечтал побывать на шоколадной фабрике. Но пока мне это не удалось.

Липецкое станкостроительное предприятие

Алина Кеперик, PR-директор

Фото: Николай Черкасов, Коммерсантъ

Давно ли вы пускаете на производство туристов и зачем вы это делаете?

Многие знают, что Липецк — это город металлургов. Но мы всегда были центром станкостроения. Наши станки поставлялись в многие страны. После распада СССР многое развалилось, но мы хотели показать горожанам, что станкостроение в Липецке живо. Поэтому и открыли свои производства для экскурсий. С 2017 года — мы первый в Липецке официальный объект промышленного туризма.

Что эти экскурсии дают вам и что они дают туристам?

Иногда у людей, которые к нам приходят, буквально на лице написано: ну что мне эти станки? Но на выходе у них меняется отношение к отрасли. Они-то думали, что тут скучно и грязно, а видят современное оборудование, например 3D-сканеры, которые быстро и с огромной точностью создают изображение детали. Могу точно сказать, что, после того как мы запустили этот проект, людей, которые хотели бы работать у нас, стало гораздо больше.

На какое производство вы бы сами хотели сходить?

Очень интересно было бы посмотреть какое-нибудь закрытое оборонное предприятие. Мы поставляем станки на концерн «Калашников» и «Вертолеты России». Их представители часто бывают на нашем заводе. Очень хочется побывать у них в гостях.

Никита Антонов

Вся лента