Комплексная схема «подвинула» концессию
Саратовские чиновники не могут определиться с вариантом городского развития электротранспорта
Администрация Саратова не считает передачу имущества МУПП «Саратовгорэлектротранс» в концессию основным способом улучшения работы предприятия. Об этом „Ъ“ сообщили в мэрии города. Власти говорят о планах внедрения Комплексной схемы транспортного обслуживания населения, а также о возможном использовании электробусов в направлении поселка Елшанка. Эксперты считают, что лучше найти и вложить средства в ремонт имеющегося подвижного состава, рельсовое полотно, зарплаты работникам предприятия, а не «воздушные замки».
Как сообщили „Ъ“ в администрации Саратова, мэрия больше не считает передачу в концессию имущества городского электрического транспорта «основным мероприятием» по улучшению работы МУПП «Саратовгорэлектротранс».
Как ранее сообщал „Ъ“, в марте этого года правительство Саратовской области и администрация Саратова подписали четырехстороннее соглашение с ООО «ПК Транспортные системы» и ООО «Автодоринвест», по которому инвесторы должны были провести модернизацию городского электротранспорта Саратова. Поскольку развитие трамвайной сети города за счет бюджета невозможно в виду отсутствия денежных средств, трамвай планировалось отдать в концессию. Только капитальный ремонт существующих линий и объектов энергохозяйства, как было заявлено на форуме в марте, требуют вложений в 143 млн руб. Планировались также реконструкция депо, создание центра сервисного обслуживания городского электротранспорта, затем обновление подвижного состава, только после этого постепенное освоение новых трамвайных маршрутов. Всего инвестор был готов вложить в модернизацию до 10 млрд руб. за 10 лет. В первую очередь, инвестору планировали передать маршрут № 3 (6‑я Дачная — Крытый рынок), который является наиболее рентабельным. Однако в октябре вопрос о передаче трамвая в концессию был отложен. Такое решение приняли депутаты саратовской городской думы. Администрация не смогла подготовить все необходимые для этого документы.
Замглавы администрации Саратова по городскому хозяйству Максима Сиденко сообщил „Ъ“, что «концептуальное решение по данному вопросу на сегодняшний день не вынесено». Власти возлагают надежды на Комплексную схему транспортного обслуживания населения. Она должна исключить дублирование маршрутов электротранспорта, повысить рентабельность перевозок и перевести весь общественный транспорт на безналичную форму оплаты.
Кроме того, согласно плану по развитию городского электротранспорта в направлении поселка Елшанка наряду с функционированием троллейбусных маршрутов № 7 и № 11 в Саратове должны появиться электробусы.
Повысить скорость движения может реконструкция выделенных трамвайных линий под скоростной трамвай. В администрации говорят о двух направлениях: поселок Комсомольский — Крытый рынок (маршруты №№ 8 и 9) и 9‑я — 10‑я Дачная — Крытый рынок (маршруты №№ 3, 4, 6). Закрытие трамвайных линий в ближайшее время не планируется, следует из ответа за подписью Максима Сиденко. По официальным данным, возобновлено движение и по маршруту № 5, который связывает завод «Оргсинтез» и Комсомольский поселок. На некоторое время движение по нему приостанавливалось в связи с нерентабельностью. Максим Сиденко утверждает, что в настоящее время движение по данному маршруту осуществляется «в дежурном режиме согласно экономическим возможностям МУПП „Саратовгорэлектротранс“ и целесообразности эксплуатации». Демонтаж путей в данном направлении не планируется.
Источник „Ъ“ в «СГЭТ» сообщил, что на предприятии считают большинство озвученных чиновниками планов «пустыми обещаниями». «Нас кормят ими не первый год. И про развитие скоростного трамвая, и про увеличение рентабельности. На деле мы видим, как закрывают трамвайные маршруты, убирают рельсы, а с маршрутками-дублерами борются только на бумаге», — сказал собеседник „Ъ“.
Напомним, председатель Государственной думы Вячеслав Володин во время визита в Саратов 26 октября заявил, что уже в этом году может быть объявлен старт проекта по организации скоростного трамвайного движения в городе. Он упомянул, что за счет организации скоростного трамвайного движения улицы могут быть расширены для автомобилистов. Депутат Саратовской гордумы Олег Комаров («Единая Россия») уточнил, что сказанные Вячеславом Володиным слова о реализации первого этапа развития скоростного трамвайного движения в Саратове уже в этом году — «это только пожелание». Что касается вопроса концессии, то, по предположению депутата, «чиновники работают над этим и, возможно, уже приняли какое-то решение, о котором мы в ближайшее время узнаем».
Его коллега Андрей Карасев (КПРФ) выражает сомнения относительно как самой идеи развития скоростного трамвайного движения в Саратове в ближайшее время, так и передачи имущества «СГЭТ» в концессию.
«Разговоры о развитии скоростного трамвая в Саратове ходят не первый год. И прошлый созыв думы это обсуждал, и нынешний, а воз и ныне там. Я считаю, что это очень дорогостоящий, нерентабельный проект. Вместо того, чтобы тратить миллиарды рублей, которых, к слову, в бюджете нет, на организацию скоростного трамвайного движения, лучше вложить эти деньги в ремонт или закупку нового подвижного состава, ремонт пути, выделить на зарплату водителей», — отмечает господин Карасев.
Саратовский краевед Денис Жабкин говорит, что, несмотря на регулярные обещания реализации проекта по организации скоростного трамвайного движения в Саратове, денежных средств на него так и не нашли. «Зарплаты у работников „СГЭТ“ настолько низкие, что люди уходят, и не хватает ни водителей, ни кондукторов для того, чтобы обслуживать имеющиеся исправные вагоны, — уточняет господин Жабкин. — Лучше бы городские власти не пересматривали ежегодно планы по созданию скоростного трамвая, а занялись поиском средств на реализацию этого проекта».