С легким рельсом
Компания «Транспортных систем» предлагает 30-летнюю концессию по созданию «легкого метро» в Новокузнецке
Московская Первая компания транспортной инфраструктуры, связанная с ПК «Транспортные системы», предложила властям Кузбасса заключить концессионное соглашение на 30 лет по созданию «легкого метро» в Новокузнецке. Проект стоимостью 10 млрд руб. предполагает полное обновление трамвайного хозяйства города. Власти Кузбасса проект поддерживают, однако повышать тарифы больше, чем на размер инфляции, не готовы. Эксперты отмечают, что для реализации концессии властям придется или «размораживать» тарифы, или компенсировать концессионеру выпадающие доходы.
Первая компания транспортной инфраструктуры (Москва) представила властям Новокузнецка и области проект создания в городе «легкого метро». Инвестор планирует реализовать его на условиях концессионного соглашения, заключаемого на 30 лет. В планах компании, в частности, ремонт 106 км трамвайных путей и энергохозяйства, трех депо, закупка около 100 новых вагонов. В числе плюсов новой системы представители компании называют доступность всех маршрутов для маломобильных граждан, высокую скорость сообщения (18–20 км/ч), обновленный и исправный подвижной состав, а также возможность уехать в час пик с любой остановки.
Созданная в 1933 году трамвайная система Новокузнецка стала первой в Западной Сибири (в Новосибирске трамваи были пущены позже на несколько месяцев). Сейчас трамвайное хозяйство города составляют семь трамвайных маршрутов протяженностью более 50 км, их обслуживает МУП «Трамвайно-троллейбусное управление», в последние годы одно из трех трамвайных депо было упразднено. В год трамваи Новокузнецка перевозят 15–17% от общего количества пассажиров (90–100 млн).
ООО «Первая компания транспортной инфраструктуры» зарегистрировано в Москве в 2016 году. Уставный капитал — 10 тыс. руб. Единственный владелец компании Феликс Винокур является совладельцем (40%) ООО «ПК Транспортные системы», производящего городской электрический транспорт (трамваи «Пионер», «Варяг», «Богатырь» и др.). Выручка компании в 2017 году — 10,4 млрд руб., чистая прибыль — 3 млрд руб.
По расчетам компании приступить к созданию условий для транспортной системы можно уже в 2019 году. Речь идет, в частности, о введении электронной оплаты проезда и билетов без доплаты за пересадки, поэтапном внедрении новой маршрутной сети, обособлении трамвайных путей, а также проектировании и реконструкции первого участка «Депо №3 — Ленина — Металлургов — Вокзал», закупке подвижного состава и запуске в эксплуатацию маршрута №1. В 2020 году компания готова приступить к проектированию, реконструкции и запуску линии по маршрутам, охватывающим «Депо №1 — КМК — ул. Кутузова — пр. Шахтеров — Храм». В 2021 году планируется пуск линий третьей очереди и формирование концессии по строительству новых трамвайных линий, в 2023 году компания рассчитывает начать строительство и запуск новых трамвайных линий для поэтапного охвата «легким метро» всех основных пассажиропотоков города.
Финансирование проекта составит не менее 10 млрд руб. В числе источников средств для проекта компания называет кредиты банков, оплату проезда и средства, привлеченные в рамках федеральной программы «Безопасные и качественные автомобильные дороги». По оценкам компании, объем федерального гранта на развитие инфраструктуры трамвая может составить 1–3 млрд руб., до 1 млрд руб. — субсидия на обновление подвижного состава.
Губернатор Кузбасса Сергей Цивилев посоветовал потенциальным концессионерам «брать пример с Германии», в которой движение общественного транспорта отличается высокой точностью, и высказал пожелание, чтобы «стоимость нового трамвая (трехсекционный трамвай для Москвы обходится в 90 млн руб.— “Ъ”) не ложилась на плечи тех, кто пользуется общественным транспортом» и чтобы тариф не превышал 20 руб. за одну поездку. Он добавил, что областные власти заинтересованы в разработке такой схемы, потому что денег в бюджете для единовременного приобретения подвижного состава и модернизации сети нет. Мэр Новокузнецка Сергей Кузнецов поставил условие: чтобы затраты Новокузнецка «не составляли ничего». «Вы можете покупать хоть "мерседесы", хоть "порше", но покупать трамваи вы будете себе, а возить вы будете нас за 20 рублей»,— сказал он.
Эксперты считают, что компании будет сложно привлечь банковское финансирование, если концессионным соглашением не будет предусмотрено право инвестора расторгнуть концессию с возмещением концессионеру суммы привлеченного на реализацию проекта кредита, собственных затрат инвестора, а также недополученного дохода за три-пять лет. «В рамках госпрограмм средства выделяются субъекту федерации, а не инвестору. Эти средства могут не поступить инвестору или поступить в меньшем размере, если госпрограмма будет изменена после начала выделения средств, а регион откажется брать на себя эти финансовые обязательства. Все это влечет риски неокупаемости проекта»,— говорит старший юрист инфраструктурной практики Herbert Smith Freehills Роман Чураков.
Главная проблема таких проектов — то, что затраты компания будет нести по рыночным ценам, а тарифы как элемент социальной политики власти постараются не поднимать как можно дольше, отмечает эксперт-аналитик АО «Финам» Алексей Калачев. «Для реализации такого проекта придется или повышать тарифы, или гарантировать его окупаемость и возврат инвестиций за счет регионального бюджета в рамках государственно-частного партнерства. Со временем операционные затраты на обслуживание объекта концессии будут только расти. Если тарифы останутся "замороженными", он может оказаться убыточным»,— говорит Алексей Калачев. Первая в РФ концессия в сфере ЖКХ в Краснодарском крае была расторгнута через суд именно по этой причине — власти отказались поднимать тарифы, а инвестор оказался не в состоянии продолжать инвестиционную программу по модернизации систем водоснабжения, напоминает эксперт.