«В ряде сегментов лизинг уже является золотым стандартом для госорганов»

О том, как лизинг может помочь региональным и федеральным властям в решении социальных задач, поставленных президентом, рассказали старший управляющий директор - директор управления по работе с клиентами регионального государственного сектора Сбербанка Михаил Чачин и и.о. генерального директора АО «Сбербанк Лизинг» Вячеслав Спиров. Этот инструмент уже применим в сфере модернизации общественного транспорта и коммунального хозяйства, но по-настоящему огромные перспективы открывает лизинг в здравоохранении, поскольку позволяет оперативно обновить дорогостоящее медицинское оборудование и обеспечить его функционирование на территории всей страны.

— В ближайшие шесть лет перед регионами стоят задачи масштабного обновления основных средств рамках майских указов президента РФ Владимира Путина. В нем большое внимание уделено повышению эффективности региональных систем: транспортных, медицинских, безопасности и др. Могут ли эти задачи быть решены с помощью лизинга?

Вячеслав Спиров: В России лизинг становится все более востребованным инструментом со стороны регионов для решения социальных задач.

Несмотря на то что объемы использования лизинга госсектором не так велики, как в кредитовании, в ряде сегментов лизинг, по сути, уже является таким золотым стандартом обновления основных средств. Если говорить про преимущества, то для государственного сектора я бы обозначил три. Первое – за счет того, что лизинг – это, по сути, инструмент приобретения в рассрочку, он позволяет единомоментно приобрести существенно больше основных средств при ограниченном бюджете (а их оплату провести в течение нескольких лет), тем самым у заказчика появляется возможность получать эффект от использования предмета лизинга сразу и в большем объеме. Второе – выгодная стоимость финансирования. Как правило, удорожание по лизинговой сделке ежегодно сопоставимо либо меньше инфляции на данный вид предмета лизинга. И третье – это удобство лизинга как инструмента, который позволяет под ключ провести сделку, которая будет в себя включать не только привлечение финансирования, но и закупку предмета лизинга, его страхование, а в некоторых случаях, у нас такой опыт есть, включить в лизинговые платежи расходы на сервисное обслуживание предмета лизинга.

Директор управления по работе с клиентами регионального государственного сектора Сбербанка Михаил Чачин

Фото: предоставлено АО «Сбербанк Лизинг»

Михаил Чачин: Если говорить об органах региональной и муниципальной власти, то для них существенным положительным фактором лизинга является невключение лизинга в уровень госдолга. А это один из основных показателей бюджета региона.

— В каких сферах лизинг наиболее востребован госорганами?

Михаил Чачин: В первую очередь это, конечно, транспорт. Пассажирский транспорт: автобусы, трамваи, троллейбусы, пригородные электрички, вагоны метрополитена. Коммунальная техника: для уборки улиц, для уборки города. С недавнего времени, после изменения налогообложения на медицинское оборудование (с 1 октября 2017 года вступили в силу дополнения в статью Налогового кодекса РФ, согласно которым передача медицинских изделий, имеющих соответствующее регистрационное удостоверение, по договорам лизинга с правом выкупа освобождается от НДС), особенно перспективным становится лизинг медицинского оборудования.

Вячеслав Спиров: Мы считаем, что лизинг медицинского оборудования очень перспективная тема. Она сильно перекликается с майскими указами президента и теми национальными программами, которые были утверждены, в частности, с программой по развитию здравоохранения. Цели, которые этой программой поставлены, тесно связаны с обновлением парка медицинского оборудования. И, чтобы добиться максимального эффекта в обозначенные программой сроки, лизинг подходит, с нашей точки зрения, наилучшим образом, поскольку позволяет закупать технику в полном объеме и максимально оперативно. Лизинг в этом сегменте имеет очень большую перспективу. И те сделки, которые реализованы или готовятся к реализации в этом году, это только начало.

Михаил Чачин: Согласно официальным данным Минфина, общий бюджет затрат на здравоохранение до 2024 года составляет 1,32 трлн руб. Половину из них государство планирует потратить на обновление основных средств. И мы намерены активно участвовать в поставках медоборудования в лизинг.

— Не могли бы вы привести конкретные примеры уже реализованных сделок?

И.о. генерального директора АО «Сбербанк Лизинг» Вячеслав Спиров

Фото: предоставлено АО «Сбербанк Лизинг»

Вячеслав Спиров: Предмет нашей гордости - сделка, которую мы реализовали в Волгоградской области с дирекцией по обеспечению деятельности государственных учреждений области. Мы поставляем в лизинг медицинское оборудование стоимостью 420 млн руб. для онкоцентра. Это одна из первых сделок в таком сегменте, и мы считаем, это успешный пример.

Михаил Чачин: Хотел бы добавить, в этой сделке были свои но, с которыми нам удалось справиться. Интересна эта лизинговая сделка еще и тем, что в ней удалось учесть весь жизненный цикл оборудования. Надо было не просто поставить оборудование, но и модернизировать место для его установки, заранее подумать о его дальнейшем обслуживании. Сделка, на наш взгляд, является привлекательной для регионов, мы получаем по ней очень много вопросов от субъектов, многие хотят реализовать аналогичные у себя, и мы уже работаем над этим.

— Наша система здравоохранения действительно нуждается в глобальном обновлении, но не одна она. После памятных событий в Кемеровской области, очевидно, что у нас есть пробелы и в обеспечении служб экстренного реагирования. Здесь лизинг применим?

Вячеслав Спиров: Буквально недавно мы заключили первую сделку по лизингу пожарных машин. В октябре передали 12 единиц пожарной техники Курганской области, и здесь двойной рекорд – это самая крупная партия пожарной техники, которая поставлялась разово какому-либо субъекту РФ, и первая лизинговая сделка по закупке пожарной техники в РФ. Мы рассчитываем, что этот опыт можно будет тиражировать. Еще один пример – поставка автомобилей скорой помощи для нужд Тюменской области.

— Лизинг медицинского оборудования и техники для пожарных, МЧС и пр. находится на старте своего развития. Но в транспортной сфере у вас, наверняка, достаточно наработок?

Вячеслав Спиров: Да, здесь опыт, несомненно, больше. Из конкретных кейсов могу привести в пример обновление парка метрополитена в Нижнем Новгороде.

В прошлом году мы поставили 23 новых вагона метро отечественного производства для Нижегородского метрополитена.

Очень перспективна тема поставки вагонов для междугороднего сообщения (электричек). В данном случае требуется долгосрочное финансирование, поскольку электричка является дорогостоящим видом транспорта с длительными сроками амортизации, и лизинг как раз здесь является хорошим инструментом для того, чтобы предоставить финансирование сроком до 7–10 лет, а может быть, и выше.

В этой сфере у нас большой объем сотрудничества с Центральной пассажирской пригородной компанией, которая обслуживает 11 регионов страны. Недавно мы выиграли конкурс на поставку электричек первой партии для Санкт-Петербурга и Ленинградской области (Северо-Западная пригородная пассажирская компания). И мы считаем, что лизинг в данном случае может вообще стать типовым решением по обновлению парка электричек в масштабах всей страны, планируем прорабатывать такое решение.

Михаил Чачин: Если говорить о перспективах именно этого направления, то мне кажется весьма показательна официальная статистика. На территории России в течение шести лет надо поменять более 6 тыс. вагонов пассажирских пригородных электричек. И мы видим свою роль в поддержке этого процесса.

В качестве примеров успешно реализованных региональных проектов в сфере лизинга транспорта я бы назвал еще поставку 1758 автобусов для Московской области, дорожной спецтехники Омской области. Еще примеры – закупка порядка 70 единиц дорожно-строительной техники Комитетом транспорта и дорожного хозяйства Волгоградской области в рамках целевой программы комплексного развития транспортной инфраструктуры. 90 автобусов отправились в Нижний Новгород, 20 – в Череповец, 13 – в Волгоград; в Нижнем Тагиле появилось 30 новых трамваев.

— Лизинговые проекты, реализуемые с госорганами или регионами, имеют какую-то особую специфику?

Михаил Чачин: Условия работы в этом сегменте отличаются в первую очередь прозрачностью и открытостью, поскольку все контракты заключаются на конкурсной основе в рамках процедур госзакупок. Как правило, присутствует высокая конкуренция – трое–пятеро желающих представить то или иное финансирование. То есть невозможно на этом очень много заработать, но можно получить хорошего заемщика.

С другой стороны, сама процедура госзакупки довольно формализована. Мы работаем с субъектом как с публичной стороной, и они обязаны все – номенклатуру, ассортимент, финансовый инструмент и пр. – публиковать в открытом доступе. И все это подлежит открытому обсуждению, на что отведены конкретные сроки, что существенно затягивает процесс. Минимально на то, чтобы провести все конкурсные процедуры, уходит 60–80 дней.

Вячеслав Спиров: Я бы отметил еще одну особенность. Поскольку бюджеты каждого конкретного заказчика имеют свою специфику, часто востребованным является, например, нулевой авансовый платеж или льготный период, в течение которого не начисляются проценты. И мы готовы на это идти, поскольку сотрудничество с регионами, как правило, многостороннее и долгосрочное. А риски ниже среднерыночных.

— Были ли у вас дефолты по лизинговым заемщикам из числа госорганов или регионов?

Вячеслав Спиров: Я могу сказать точно, что в практике «Сбербанк Лизинга» за последние семь лет таких ситуаций не было. Лизинговые договоры, которые у нас были заключены с госзаказчиками, выплачены или в текущий момент обслуживаются вовремя.

Михаил Чачин: Я работаю в Сбербанке давно, может, когда-то и были такие кейсы, но в последние 15 лет я такого не припомню. Так что регионы – действительно надежные клиенты.

— С какими регионами вы сотрудничаете наиболее плотно в сфере лизинга?

Вячеслав Спиров: У нас большой объем сотрудничества с Московской областью, Нижним Новгородом и Нижегородской областью, Кемеровской областью, Волгоградской областью, Красноярским краем. Это те регионы, с которыми мы наиболее долго и наиболее объемно сотрудничаем, но, безусловно, не единственные. География наших сделок гораздо шире. При этом мы стараемся ее постоянно увеличивать. В этом году нам удалось развить сотрудничество с городом Красноярск, в том числе в рамках подготовки города к предстоящей Универсиаде, и рассчитываем, что это сотрудничество и далее будет расширяться.

— С учетом всего вышесказанного, насколько амбициозны ваши планы по росту лизингового бизнеса с госорганами и регионами?

Вячеслав Спиров: Мы планируем в следующем году удвоить объем бизнеса в этом сегменте. Пока итоговую оценку по 2018 году подводить рано, но будем исходить из 9 млрд руб. нового лизингового бизнеса, в 2019 году – цель 22 млрд руб.

И тут мы большие надежды возлагаем на лизинг медоборудования. Сейчас сделки, которые на рынке присутствуют, носят единичный характер, это, по сути, первые пилотные сделки, и объемы по ним, если смотреть в целом по стране, не очень велики. Если говорить грубыми цифрами, то в этом году объем сделок лизинга по медицинскому оборудованию мне видится в пределах 2–2,5 млрд руб. Мы предполагаем, что в этом направлении рост может быть кратный, потенциал насчитывает десятки миллиардов рублей и может доходить до 20–30 млрд руб. за год.

И мне кажется, важно, в том числе со стороны государства, заказчиков, более детально этот инструмент изучить. Посмотреть на то, как лизинг применяется в уже хорошо освоенных сегментах – это и транспорт, и оборудование, – и эти практики максимально быстро использовать в области медицины. Это позволит получить эффект сразу и сэкономить бюджетные средства на обновление парка медицинского оборудования.

— Такая работа ведется?

Вячеслав Спиров: Мы здесь в первую очередь идем по пути работы с субъектами, в частности, на Питерском экономическом форуме мы подписали соглашение с Московской областью. Это соглашение об информационно-консультационном сотрудничестве в интересах привлечения внебюджетных инвестиций для реализации проектов в сфере здравоохранения. Соглашение подразумевает совместную работу, направленную на разработку и применение эффективных финансовых инструментов для удовлетворения потребностей медучреждений. Безусловно, мы не хотим ограничиваться такой проработкой только с одним из субъектов и предполагаем перечень таких соглашений расширять. Кроме того, мы находимся в диалоге с Минздравом и свои предложения по использованию лизинга как одного из инструментов по реализации государственной программы по здравоохранению также подготовили.

Михаил ЧАЧИН, старший управляющий директор – директор управления по работе с клиентами регионального государственного сектора Сбербанка

Окончил Всесоюзный заочный финансово-экономический институт по специальности «финансы и кредит», Академию народного хозяйства при Правительстве РФ по специальности «менеджмент», успешно прошел обучение по программе развития руководителей высшего звена в London Business School. В Сбербанке с 1996 года, прошел путь от заместителя директора управления кредитования Тульского ГОСБ, директора управления продаж и обслуживания корпоративных клиентов и малого бизнеса Среднерусского банка, заместителя председателя правления Среднерусского банка – управляющего головным отделением по Московской области до старшего управляющего директора – директора управления по работе с клиентами регионального государственного сектора. Имеет более 20 лет опыта управления корпоративным и розничным бизнесом. Отвечает за взаимодействие и развитие отношений с региональными органами исполнительной власти и отраслевых министерств, финансовыми органами субъектов РФ и муниципальных образований, корпорациями развития, отраслевыми фондами, государственными предприятиями и учреждениями.

Вячеслав СПИРОВ, и.о. генерального директора АО «Сбербанк Лизинг»

Окончил Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. С 2007 года работал в группе компаний «Интерлизинг», где отвечал за развитие продуктовой линейки, а также региональный бизнес.

С 2012 года присоединился к команде АО «Сбербанк Лизинг», где стал куратором блока «Корпоративный бизнес». В 2016 году включен в состав правления компании. Летом 2018 года назначен заместителем генерального директора АО «Сбербанк Лизинг», а в октябре был назначен исполняющим обязанности генерального директора АО «Сбербанк Лизинг».

ПАО Сбербанк

Крупнейший банк в России и один из ведущих глобальных финансовых институтов. На долю Сбербанка приходится около трети активов всего российского банковского сектора. Сбербанк является ключевым кредитором для национальной экономики и занимает крупнейшую долю на рынке вкладов. Учредителем и основным акционером ПАО Сбербанк является Центральный банк Российской Федерации, владеющий 50% уставного капитала плюс одна голосующая акция. Другими 50% акций банка владеют российские и международные инвесторы. Услугами Сбербанка пользуются более 145 млн клиентов в 22 странах мира. Банк располагает самой обширной филиальной сетью в России: около 15 тыс. точек обслуживания. Зарубежная сеть банка состоит из дочерних банков, филиалов и представительств в Великобритании, США, СНГ, Центральной и Восточной Европе, Индии, Китае, Турции и других странах.

АО «Сбербанк Лизинг»

Осуществляет деятельность на рынке лизинговых услуг РФ с 1993 года. Единственным акционером компании является ПАО Сбербанк. Региональная сеть АО «Сбербанк Лизинг» насчитывает 65 филиалов в крупнейших городах России. Входит в топ-20 лизинговых компаний Европы по версии европейской ассоциации Leaseurope.

«Сбербанк Лизинг» финансирует проекты в реальном секторе экономики в целях содействия обновлению, модернизации и расширению основных фондов российских предприятий. Клиентами компании являются предприятия как крупного и среднего бизнеса, так и малого и микробизнеса, а также индивидуальные предприниматели.

http://www.sberleasing.ru

Вся лента