Потребители платят за эмоции
Россияне покупают то, чем можно похвалиться в соцсетях
В 2018 году россияне стали чаще жертвовать предметами роскоши в пользу путешествий, походов в кино, ресторанов и спа-процедур. Один из важных факторов при выборе предпочтений — возможность поделиться полученным опытом и впечатлениями в социальных сетях, отмечается в исследовании Priority Pass. Смена парадигмы поведения потребителей становится новой реальностью, утверждают эксперты.
Исследование, проведенное программой Priority Pass (позволяет пассажирам посещать бизнес-залы аэропортов), принадлежащей The Collinson Group Ltd, показало, что в 2018 году люди стали больше ценить совместный досуг — поездки за границу, походы в кино и рестораны,— нежели желание окружить себя предметами роскоши. Данные основаны на опросе более 10 тыс. человек из девяти стран — Великобритании, Саудовской Аравии, Австралии, Мексики, Индии, США, Китая, Южной Кореи и России. Охотнее всего опрошенные тратятся на путешествия: около 20% россиян готовы расходовать на поездки примерно $1,1 тыс. в год, в прочих вышеуказанных странах — в среднем около $1,56 тыс.
Походы в рестораны, кинотеатры или на различные процедуры (массаж или посещение салонов красоты) также заняли первые строчки рейтинга у респондентов. Они же являются и самой востребованной формой развлечений. В то же время покупка предметов роскоши оказалась в самом низу списка Priority Pass: средний показатель расходов на них составляет около $830 в год. То, что россияне стали больше тратить деньги на уход за собой, ярко проявляется в Москве. «В столице повсеместно открываются барбершопы, куда мужчины приходят не просто за формальной стрижкой, но за правильными ощущениями, за эмоциями»,— соглашается директор по маркетингу и коммуникациям Ipsos Comcon Людмила Новиченкова.
Роман Линин, экс-гендиректор «Синема Парк» и «Формула кино»
Сейчас, если тебя нет в социальных сетях, тебя не существует
В России неизменно сокращается доля людей, которые получают удовольствие от покупок, продолжил эксперт. Это хорошо заметно даже в крупных торговых центрах: опустевшие под влиянием экономического кризиса площади постепенно заняли развлекательные форматы, которых там никогда не было раньше,— батутные центры, панда-парки, игровые зоны с виртуальной и дополненной реальностью, необычные сенсорные музеи (см. “Ъ” от 6 ноября).
Выбор потребителей в пользу впечатлений неслучаен, поскольку это дает возможность делиться полученным опытом в социальных сетях и рассказывать о нем друзьям, приходят к выводу авторы исследования Priority Pass. Люди с большим удовольствием делятся с друзьями впечатлениями от путешествий или похода в кино (31% и 27% соответственно), чем от покупки какой-либо вещи (11%). «Тем более выражен этот тренд среди высокообеспеченной аудитории. На смену дорогим сумкам и часам приходит новая классика — драгоценности и путешествия»,— уверена Людмила Новиченкова.
С результатами исследования не согласен профессор Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Анатолий Овсянников. По его словам, в России только 2–3% населения — это состоятельные люди, которые могут окружить себя настоящими предметами роскоши. Еще 24% — это представители среднего класса, о которых и идет речь в исследовании. Остальные же — аутсайдеры, которые заняты только тем, чтобы обеспечить себя базовыми потребностями. «Приведенные в исследовании данные рассказывают только о том слое населения, которое уже решило для себя проблему базовых потребностей»,— резюмирует эксперт.
В Priority Pass, однако, уверены, что смена ценностей происходит и во времена экономического спада. «Изменение приоритетов идет среди всех групп населения. К тому же в ближайшее десятилетие, когда покупательная способность поколения миллениалов достигнет своего пика, мы, скорее всего, увидим резкое увеличение трат именно в этом сегменте»,— прогнозируют в исследовании.