Нефть и газ не спешат на выход
МЭА прогнозирует рост спроса на них вплоть до 2040 года
Несмотря на рост популярности возобновляемых источников энергии, нефть и газ останутся основными энергоресурсами на горизонте до 2040 года, следует из доклада Международного энергетического агентства (МЭА). Спрос на нефть в качестве автомобильного топлива начнет падать с середины 2020-х, однако другие виды перевозок и нефтехимия компенсируют этот спад. Нехватка инвестиций в добычу может вызвать резкий рост цен, предупреждает агентство. По его оценке, потребление газа значительно вырастет — на 45% от нынешнего уровня — и будет обеспечено в первую очередь азиатским рынком.
Спрос на энергию к 2040 году вырастет на четверть при более эффективном ее потреблении, а без улучшений в этой сфере — вдвое, сказано в глобальном прогнозе МЭА до 2040 года. Основной прирост спроса обеспечат развивающиеся страны (в частности, в Индии он удвоится), в США спрос останется на прежнем уровне, в Европе и Японии — снизится. На Азию придется 80% нового спроса на нефть, половина — на газ и почти 100% — на уголь и атомную энергию, ожидают в агентстве. В итоге доля торговли нефтью и газом, приходящейся на регион, вырастет с нынешних 50% до двух третей.
«Мир постепенно переходит к новой энергосистеме, стоимость солнечной и ветроэнергии снижается, тогда как нефть вновь подорожала, растет и доля конечного потребления электроэнергии (к 2040 году она вырастет с 20% до 25%, это предполагает увеличение объема спроса на 60%)»,— отмечает агентство. Доля угля при этом падает с 40% до 25%, возобновляемой энергетики (в оптимистичном сценарии), напротив, растет с 25% до 40%.
Спрос на нефть к 2040 году в сценарии, предполагающем реализацию уже объявленных реформ, вырастет на 11,5 млн баррелей в сутки (б/c). До 2025 года рост составит 1 млн б/с ежегодно, после этого — в среднем 250 тыс. б/с. Пик спроса до 2040 года не будет пройден, хотя в развитых странах потребление будет снижаться в среднем на 400 тыс. б/с ежегодно (в основном за счет сокращения автомобильного топлива). Спрос на нефть в качестве топлива для автомобилей пройдет пик к середине 2020-х (несмотря на рост числа автомобилей к 2040 году на 80%, до 2 млрд штук). 300 млн электромобилей позволят избежать увеличения потребления нефти на 3,3 млн б/с, повышение эффективности других авто — на 9 млн б/с. При этом нефтехимия, парк самолетов и судов будут формировать спрос и после этого. Китай станет не только крупнейшим импортером, но и потребителем нефти, опередив США. Со стороны предложения США к 2025 году обеспечат 75% прироста поставок, однако после этого покрывать растущий спрос придется странам ОПЕК. В МЭА предупреждают, что текущего объема инвестиций в добычу будет недостаточно и цены на рынке в следующем десятилетии могут побить новые рекорды.
Газ может стать вторым после нефти по доле использования источником энергии уже к 2040 году (обогнав уголь). Мировой спрос на газ будет расти на 1,6% в год до 2040 года, его потребление вырастет на 45% по сравнению с текущим уровнем. Китай станет не только крупнейшим импортером, но и приблизится к уровню Евросоюза в 2040 году — потребление газа в стране может вырасти к этому времени втрое. Россия же останется крупнейшим экспортером за счет увеличения поставок в Азию, в Европе более интегрированный энергорынок позволит покупателям получить расширенный доступ и к другим поставщикам.
Какой прогноз развития нефтегазовой отрасли до 2040 года дала британская BP
Британская BP дала оптимистичный прогноз развития нефтегазовой отрасли до 2040 года, сохраняя за традиционными энергоресурсами существенную долю на рынке. Россия, по версии ВР, останется в тройке крупнейших производителей нефти и газа, уступая США и Саудовской Аравии. Эксперты считают позицию BP как крупного поставщика углеводородов логичной, но сомневаются, что прогноз реалистичен на фоне активного развития альтернативной энергетики и экологичного транспорта.