Врачам РДКБ подобрали дело
Следствие разбирается в причинах предоставления детям-диабетикам просроченных лекарств
Башкирское управление Следственного комитета РФ вчера сообщило о возбуждении уголовного дела в отношении должностных лиц Республиканской детской клинической больницы (РДКБ). Медиков подозревают в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности (ч. 1 ст. 238 УК РФ). По версии СКР, в эндокринологическом отделении больницы инсулинозависимым детям выдавались препараты с истекшим сроком годности. Проверку в РДКБ следствие начало еще в октябре, после того как родители диабетиков пожаловались в прокуратуру и средства массовой информации. После этого, по данным минздрава, в больнице были уволены сразу три возможных виновника произошедшего — заместитель главного врача по медицинской части, заведующие эндокринологическим отделением и аптекой, а старшая медсестра отделения отстранена от занимаемой должности.
Доследственная проверка, начатая в начале октября башкирским управлением Следственного комитета РФ в отношении сотрудников Республиканской детской клинической больницы, завершилась возбуждением уголовного дела. Должностные лица госклиники подозреваются в оказании услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей (ч. 1 ст. 238 УК РФ). По версии следствия, нескольким пациентам эндокринологического отделения РДКБ, где проходят лечение вновь выявленные инсулинозависимые дети-диабетики со всей республики, был выдан инсулин с истекающим или уже истекшим сроком годности. Статья УК, по которой начато расследование, предусматривает до двух лет лишения свободы.
Следствие намерено провести ряд исследований, в том числе экспертиз, чтобы установить виновных в выдаче таких препаратов. «Изучаются поставки лекарственных препаратов, проводится их проверка на соответствие установленным нормам качества и безопасности, продолжаются допросы медицинских работников и лиц, получавших лечение в указанном медицинском учреждении»,— сообщили вчера в управлении СКР.
О том, что пациенты РДКБ получают инсулин с нарушением сроков хранения, в начале октября сообщил портал «Проуфу», куда обратились родители детей-диабетиков. В одном из случаев срок хранения препарата истек уже в марте, в другом — в сентябре. Некоторые собеседницы издания сообщили, что срок годности инсулина на шприце был заклеен или затерт.
В СКР сообщают, что в ходе расследования уголовного дела будет дана юридическая оценка действиям работников медицинского учреждения.
В минздраве республики, который в октябре проводил служебную проверку в РДКБ одновременно с доследственной, вчера сообщили, что она завершилась увольнением трех сотрудников больницы, «причастных к факту предоставления детям-диабетикам просроченного инсулина, а также должностных ответственных лиц». По данным „Ъ“, из больницы были уволены заместитель главного врача по медицинской части, заведующие эндокринологическим отделением и аптекой, а старшая медсестра эндокринологии была отстранена от должности.
По поручению прокуратуры, куда жаловались родители пациентов, собственную проверку в РДКБ проводил и Росздравнадзор. Об ее итогах не сообщалось — вчера в ведомстве попросили направить письменный запрос.
В Башкирии в 2017-2018 годах возникли перебои с обеспечением в рамках госгарантий инсулином диабетиков, в том числе детей. Родственники пациентов публиковали в социальных сетях объявления о готовности купить препараты с рук. Некоторые пациенты жаловались, что получают вместо оригинальных препаратов так называемые дженерики, прием которых ухудшил их самочувствие, в том числе из-за невозможности подобрать правильную дозировку. По словам родителей детей-диабетиков, на их обращения о причинах дефицита в минздраве и медучреждениях отвечали, что закупка инсулина не проводилась или препараты еще не растаможены.
По данным «Проуфу», просроченный инсулин в РДКБ не закупался, а был предоставлен благотворительными фондами. Госбольница, по данным ее официального сайта, сотрудничает с целым рядом спонсоров, среди которых фонды «Потерь нет», «Наши дети», а также крупные российские производители и дистрибуторы фармпрепаратов.
В РДКБ вчера получить комментарий не удалось — в приемной больницы не соединили с руководством.
Опрошенные „Ъ“ медицинские представители фармкомпаний, работающие с госклиниками, выдвинули несколько версий предоставления пациентам препаратов с истекшим сроком годности. «Даже если препарат был предоставлен благотворительным фондом, остаточный срок годности у него должен быть не менее 60%,— сообщил один из собеседников.— Контроль за соблюдением сроков ведет аптека медучреждения, второй уровень контроля — старшая медицинская сестра отделения». «Возможно, препарат поступил в больницу уже с коротким сроком хранения, допустим, несколько недель. Аптека могла выдать этот препарат отделению, а старшая медсестра — пациентам, не проконтролировав дополнительно информацию о сроках. Или вообще могли сроки хранения «проморгать», а затем израсходовать препарат, чтобы не списывать его и не вводить учреждение в убытки, — отметил другой медпредставитель. — Это отчасти может быть объяснением того, почему пациенты получили шприцы с инсулином с затертым сроком хранения». Еще один собеседник в фармкомпании полагает, что препарат мог долгое время лежать на складе: «Бывает, что препараты придерживают, чтобы пациенты их сами покупали. А потом, когда срок хранения выходит, их распихивают по больницам, чтобы не пропали».