Прощальная песня ковбоя
Jamiroquai сыграли в Москве
В спорткомплексе «Олимпийский» в рамках турне в поддержку нового альбома «Automaton» выступила британская группа Jamiroquai. Звук на концерте Борис Барабанов счел эталонным.
Jamiroquai — не просто группа с несколькими хитами, это агрегатное состояние музыкального вещества. Джейсон Луис Читэм, выступающий под псевдонимом Джей Кей, смог когда-то вместе со своими друзьями найти формулу звуковых колебаний, которая значит для человечества не меньше, чем, например, формула водки, выведенная Дмитрием Менделеевым. Jamiroquai — это среднее арифметическое фанка, джаза и диско, выведенное в начале 1990-х белыми парнями из Лондона, находившимися под постоянным воздействием музыки Стиви Уандера и стимуляторов естественного происхождения. Тогда еще был в моде меломанский термин «эйсид-джаз», но сегодняшний Jamiroquai — это эйфорическое диско для самых широких слушательских масс.
Даже люди, которые попали на концерт в «Олимпийском» случайно, ловили себя на том, что знают как минимум каждую вторую песню. Это песни, которые звучат на радио, в кофейнях и на деревенских танцплощадках. Это группа, которая регулярно ездит в мировые турне и выступает на рейвах и джазовых фестивалях. Это в буквальном смысле музыка для всех.
Jamiroquai начали с песни «Shake It On», которая открывает их свежий альбом «Automaton», и таким образом обозначили информационный повод нынешнего гастрольного турне. Однако уже второй по счету была «Little L» — глобальный хит с альбома «A Funk Odyssey». Джей Кей работал на сцене в спортивном костюме с застегнутой до подбородка молнией. На его голове красовался индейский ирокез со встроенной пестрой иллюминацией — головной убор, в котором музыкант сфотографировался для обложки «Automaton» и который не снимал на протяжении всего тура. Джей Кей объявил, что шоу в Москве у Jamiroquai последнее, правда, потом добавил: «В нынешнем году». Далее шлягеры следовали один за другим, с очень короткими перерывами на скромный конферанс лидера.
Над сценой размещалась видеоповерхность, напоминающая и по форме, и по содержанию мультимедийный экран, с которым ездит по миру группа Massive Attack. Только у Jamiroquai экран не был отдельным арт-объектом, транслирующим в зал актуальные лозунги. Группе было достаточно с помощью абстрактной графики и команд на забытых языках программирования создать ощущение цифрового мира, в котором живут поклонники группы.
На сцене было многолюдно. Перкуссионист, диджей, группа бэк-вокалистов и двое клавишников дополняли звучание стандартного состава «бас — барабаны — гитара». Самым большим откровением концерта было то, что звук группы был идеально сбалансирован и выстроен в соответствии с особенностями помещения. СК «Олимпийский» — сложная площадка с точки зрения акустики. Jamiroquai смогли представить публике саунд, равного которому по качеству корреспондент “Ъ” не припомнит. Уши зрителей словно превратились в рты, которые смаковали каждую деталь аранжировки. «Space Cowboy», «Alright», «Cosmic Girl», «Canned Heat» — хиты слились в единый сет, звук по мере приближения к финишу становился громче, аранжировки создавали ощущение парения над землей. На бис 48-летний Джей Кей и его коллеги исполнили бессмертную «Virtual Insanity» и по традиции завершили шоу песней «Deeper Underground» из фильма «Годзилла» 20-летней давности.
Фактически концерт Jamiroquai был последним большим гастрольным проектом в «Олимпийском», каким мы его знаем в последние 30 лет. Дальше до конца года — только отечественные сборные концерты типа «Эх, разгуляй» и «Дискотеки 80-х», а также концерты Филиппа Киркорова и группы «Ленинград». На самой большой крытой арене столицы в этом году произошли революционные изменения — здесь разрешили торговать пивом, причем торговые точки размещались не только в фойе, но и непосредственно в зале. На недавнем шоу Стинга и на концерте Jamiroquai можно было чувствовать себя практически как на настоящих концертах международного уровня, и для этого было вполне достаточно малости — хорошего звука и стакана в руках.
Однако в 2019 году «Олимпийский» закроется на реконструкцию, и город на два года останется без крытой площадки, которая в состоянии принять группы стадионного уровня. Причем, по информации “Ъ”, после окончания ремонта мест в зале в концертной конфигурации станет меньше. Промоутеры уже бьют тревогу. Экономика некоторых гастрольных проектов предполагает арену вместимостью не менее 20 тыс. зрителей. Есть группы, которые теперь просто некуда будет возить.