Airbus подошел к рынку шире ОАК
Концерн считает, что России нужны большие и дорогие самолеты
Европейский Airbus прогнозирует, что в 2018–2037 годах авиакомпании России и стран СНГ приобретут 1220 самолетов каталожной стоимостью $175 млрд. В отличие от Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), в Airbus считают, что рынок макрорегиона поглотит меньшее число самолетов, но потратит на них большую, чем в прогнозе корпорации, сумму. Эксперты считают, что Airbus рассчитывает на продажи широкофюзеляжных судов, в отличие от ОАК, у которой нет в портфеле перспективных широкофюзеляжных самолетов.
Рынок новых пассажирских самолетов в России и СНГ в ближайшие 20 лет составит $175 млрд по каталожной стоимости, говорится в обновленном прогнозе спроса на 2017–2037 годы, представленном Airbus в рамках форума «Крылья будущего» в Москве. За этот период перевозчики приобретут 998 новых узкофюзеляжных самолетов вместительностью до 230 кресел и дальностью полета до 3 тыс. миль, считает европейский концерн. Спрос на дальнемагистральные узкофюзеляжные суда (до 300 кресел и дальностью до 5 тыс. миль) составит 140 машин, также будет получено 39 широкофюзеляжных самолетов (до 350 кресел и до 10 тыс. миль). Спрос на самолеты сверхбольшой размерности составит 44 машины.
Расчеты французских авиастроителей отличаются от опубликованного в начале ноября прогноза российской Объединенной авиастроительной корпорации, прогнозировавшей выручку авиапроизводителей за 20 лет на уровне $152 млрд (подробнее см. “Ъ” от 7 ноября). При этом, как считают в ОАК, авиакомпании закажут больше самолетов — 1290 штук против ожидаемых Airbus 1220 судов (впрочем, европейский концерн, в отличие от российской корпорации, включает в расчет только самолеты от 100 кресел).
Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев объяснил разницу в прогнозах тем, что Airbus более детально изучает рынок широкофюзеляжных самолетов. «У ОАК нет перспективных широкофюзеляжных судов,— говорит эксперт.— Это одна из причин, почему российская корпорация более детально прорабатывает сегмент среднемагистральных самолетов». Этим, по его словам, и объясняется особенность прогноза Airbus, предполагающего большую выручку за меньшее число проданных самолетов. Напомним, что основным продуктом ОАК в пассажирском сегменте является региональный SSJ 100, в ближайшие годы корпорация планирует вывести на рынок узкофюзеляжный МС-21.
В итоге французский авиапроизводитель предполагает двукратное увеличение парка в регионе «Россия и СНГ» — с 857 самолетов в 2017 году до 1700 судов к 2037 году.
В ближайшие 20 лет пассажирские перевозки будут расти в среднем на 4,1% в год, а локомотивом роста пассажиропотока останутся российские авиакомпании.
Российской авиаотрасли также понадобится 23 тыс. новых пилотов и техников (потребность в масштабах СНГ — 27,9 тыс. человек).
Олег Пантелеев отмечает, что прогноз, с одной стороны, является целеполаганием для самих авиастроителей. Промышленность оценивает потенциал роста ВВП в обозримом периоде, оценивает потенциал роста пассажиропотока и, исходя из этих факторов, предполагает востребованность той или иной техники на различных маршрутах, поясняет он. С другой стороны, в последние годы такие прогнозы стали инструментом продвижения на рынок тех типов пассажирских судов, на которые сами авиаконцерны делают ставку.
Авиарынок вернулся на высоту
В октябре рост пассажирских авиаперевозок ускорился до 12,6%, но на рынке ускорение считают временным явлением. Против дальнейшего роста рынка играет подорожание авиатоплива. Эксперты также отмечают, что избыточность авиапарка приводит к тому, что авиакомпании вынуждены снижать цены билетов, искусственно подогревая спрос.