Несырьевой экспорт подскочил на зерне

Но сезон его поставок завершается

Российский экспортный центр (РЭЦ) отчитался о росте несырьевого неэнергетического экспорта (ННЭ) за девять месяцев на 15% в измерении год к году. Однако сырьевые поставки росли вдвое быстрее — из-за роста цен на нефть и металлы. При этом до сентября одним из драйверов роста ННЭ был российский зерновой экспорт: его вклад в общий результат в РЭЦ оценили в 22% (второй после металлопродукции — 45%). С началом же в октябре штормов на Черном море — основном направлении зернового экспорта — и с учетом ожиданий общего спада внешних его поставок на 20% в ближайшие месяцы статистика ННЭ, вероятно, изменится.

Фото: Анатолий Жданов, Коммерсантъ

По подсчетам аналитиков Российского экспортного центра, объем несырьевого неэнергетического экспорта в январе—сентябре текущего года составил $105,4 млрд (32,4% от всего объема экспортных поставок РФ). В абсолютном выражении объем ННЭ вырос на $15 млрд в сравнению с тем же периодом 2017 года. Однако относительно общих объемов внешних поставок несырьевой экспорт рос медленнее: если совокупный экспорт России за три квартала составил $325,4 млрд и увеличился на 27,9%, то несырьевой вырос на 15%. В основном опережающие темпы роста экспорта сырья обеспечил рост цен на нефть (ее доля составила на этом фоне 77% всех экспортных поставок) и металлы (около 10%). Основными же драйверами роста ННЭ были металлопродукция (рост продаж на 29%), продовольствие (27%), лесобумажные товары (24%) и непищевая сельхозпродукция (22%). Наибольший вклад в рост ННЭ внесли металлопродукция (45%), продовольствие (22%) и химикаты (около 15%).

Ведущими партнерами РФ в январе—сентябре стали Китай, Казахстан, Белоруссия, США, Турция, ряд стран ЕС, а также Индия, Украина, Египет.

В целом же главными направлениями российского несырьевого неэнергетического экспорта в этот период выступили СНГ, АТР и Европа, важными в РЭЦ называют также Ближний Восток, Африку и Америку.

В частности, как отмечают аналитики РЭЦ, экспорт продовольствия в сентябре показал второй в истории результат ($2,1 млрд), уступив только ноябрю 2017 года — а в целом за девять месяцев 2018 года зерновые поставки в деньгах оказались дороже, чем годом ранее, на $2,3 млрд). Отметим, однако, что де-факто рекорд зернового экспорта сентября 2018 года основан на высоких запасах зерна в том числе урожая 2017 года (135,4 млн тонн, в 2018 году, по прогнозу Минсельхоза,— 109 млн тонн). По недавним оценкам Минэкономики, проблемы с урожаем отняли у роста ВВП в третьем квартале 2018 года 0,5 процентного пункта — без учета сельского хозяйства рост был бы 1,8%.

При этом экспортные прогнозы в целом на 2018–2019 сельхозгод Минсельхоз оценивает в 39 млн тонн против 52,4 млн тонн годом ранее. Крупные объемы поставок зерна в августе и сентябре поддерживали помимо больших запасов ценовая конъюнктура и логистика. Однако с началом сезонных штормов в Черном море (октябрь—февраль) российский зерновой экспорт традиционно резко замедляется, что, вероятно, изменит в ближайшие месяцы и статистику несырьевого неэнергетического экспорта в целом. Впрочем, снижение цен на нефть в четвертом квартале может несколько смягчить этот процесс.

Олег Сапожков

Вся лента