«Эконива» уходит в органику

Компания планирует производить молоко по биотехнологии

В Воронежской области в 2020 году может появиться первое крупное производство органической продукции. Группа «Эконива» Штефана Дюрра планирует построить два молочных комплекса на 1 тыс. голов каждый возле хутора Дивногорье в Лискинском районе и использовать на них корма, выращенные без применения средств защиты и химических удобрений. Только на строительство может быть затрачено около 1 млрд руб. Полученное молоко компания планирует самостоятельно перерабатывать и поставлять в торговые сети, вероятно, под новым брендом. Эксперты полагают, что спрос на органическую продукцию растет, однако другие участники рынка региона не спешат осваивать этот сегмент.

Фото: Олег Харсеев, Коммерсантъ

Планы по строительству «Эконивой» «органических» молочных комплексов и переработке произведенного ими молока обсуждались на совещании под руководством областного вице-премьера Виктора Логвинова, посвященном распределению субсидий на АПК региона в 2019 году. По словам представителей «Эконивы», группа намерена построить два молочных комплекса на 1 тыс. голов каждый возле хутора Дивногорье в Лискинском районе.

В Лискинском районе уже располагается ряд крупных молочных комплексов группы (преимущественно по 2,8 тыс. голов), а также небольшой перерабатывающий завод. «Мы намерены загрузить предприятие молоком, полученным с комплексов возле Дивногорья», — отметили в «Экониве». По словам представителей компании, «органическое» молоко будет поставляться в первую очередь в торговые точки в Лискинском районе. Сейчас молокозавод в селе Щучье производит молоко и молочные продукты (кефир, йогурты) под брендом «Академия молочных наук».

Коммерческий директор УК «Эконива-АПК Холдинг» Сергей Ляшко пояснил „Ъ“, что при выращивании кормов на прилегающих полях предполагается не использовать средства защиты и пестициды. Животных также не будут лечить с помощью антибиотиков, подчеркнул господин Ляшко. Но технологии переработки на заводе в Щучьем не должны потребовать корректировки, подчеркнул он: «Завод, скорее всего, будет работать одну или две смены с “обычным” молоком, еще одну — с органическим». При этом для органической продукции может быть разработан новый бренд, отметил господин Ляшко. Стоимость каждого из комплексов без скота (на него обычно приходится значительная часть затрат) он оценил в 450 млн руб. Завершиться строительство объектов суммарной мощностью около 40 т в сутки может в конце 2019-го — начале 2020 года.

«Эконива» — крупнейший в стране производитель молока. К 2021 году группа планирует выпускать около 10% российского молока. Предприятия компании работают в Воронежской, Курской, Новосибирской, Калужской, Рязанской, Оренбургской и Тюменской областях. Общее поголовье КРС на предприятиях группы составляет около 100 тыс. Компания управляет 460 тыс. га земли. Выручка головной EkosemAgrar Gmbh в 2017 году составила €174,6 млн, чистая прибыль — €36,8 млн.

В Воронежской области по инициативе губернатора Александра Гусева провозглашен курс на производство органической продукции. «Наша цель — создать подотрасль в сельском хозяйстве», — заявил господин Гусев в ходе недавнего совещания в облправительстве с участием исполнительного директора Национального органического союза РФ Олега Мироненко. Однако пока крупных проектов в сфере производства органической продукции в Воронежской области нет. Наиболее масштабные запланированы структурами бывшего областного вице-премьера по АПК, ныне советника господина Гусева Анатолия Спивакова: речь идет о производстве цесариного яйца, а также гранул люцерны и амаранта в качестве кормов для сельхозживотных.

Однако господин Дюрр опередил тенденцию, намеченную областными властями. Впрочем, причиной для создания органического производства отчасти стала близость музея-заповедника «Дивногорье». «Были у нас разногласия с музеем-заповедником “Дивногорье”. Мы хотели строить недалеко от него молочный комплекс, а директор заповедника была против — мол, будет запах, — говорил в июне в интервью „Ъ“ Штефан Дюрр. — В итоге пришли к соглашению, что мы будем строить комплекс с использованием органических технологий, без химикатов».

Олег Мироненко вчера в беседе с „Ъ“ подчеркнул, что спрос на органическую продукцию растет: «В Москве открываются новые органик-маркеты, целый ряд федеральных сетей заявили об организации “органических полок”. Если раньше органическая продукция продавалась только в Москве и Санкт-Петербурге, то теперь спрос достаточно сильно растет и в регионах. Поэтому “Эконива” все делает своевременно». Впрочем, другие крупные воронежские производители и переработчики молока пока не анонсировали «органические» проекты. Не планирует строительство «органических» комплексов, в частности, крупнейший переработчик молока в регионе — холдинг «Молвест», сказал „Ъ“ глава компании Анатолий Лосев: «Наше молоко и так органическое — мы ничего в него не добавляем, используем качественные корма. Органика — это скорее маркетинговый ход. Считаю, что для наших потребителей это совсем не нужно».

Олег Мухин

Вся лента