«Эконива» уходит в органику
Компания планирует производить молоко по биотехнологии
В Воронежской области в 2020 году может появиться первое крупное производство органической продукции. Группа «Эконива» Штефана Дюрра планирует построить два молочных комплекса на 1 тыс. голов каждый возле хутора Дивногорье в Лискинском районе и использовать на них корма, выращенные без применения средств защиты и химических удобрений. Только на строительство может быть затрачено около 1 млрд руб. Полученное молоко компания планирует самостоятельно перерабатывать и поставлять в торговые сети, вероятно, под новым брендом. Эксперты полагают, что спрос на органическую продукцию растет, однако другие участники рынка региона не спешат осваивать этот сегмент.
Планы по строительству «Эконивой» «органических» молочных комплексов и переработке произведенного ими молока обсуждались на совещании под руководством областного вице-премьера Виктора Логвинова, посвященном распределению субсидий на АПК региона в 2019 году. По словам представителей «Эконивы», группа намерена построить два молочных комплекса на 1 тыс. голов каждый возле хутора Дивногорье в Лискинском районе.
В Лискинском районе уже располагается ряд крупных молочных комплексов группы (преимущественно по 2,8 тыс. голов), а также небольшой перерабатывающий завод. «Мы намерены загрузить предприятие молоком, полученным с комплексов возле Дивногорья», — отметили в «Экониве». По словам представителей компании, «органическое» молоко будет поставляться в первую очередь в торговые точки в Лискинском районе. Сейчас молокозавод в селе Щучье производит молоко и молочные продукты (кефир, йогурты) под брендом «Академия молочных наук».
Коммерческий директор УК «Эконива-АПК Холдинг» Сергей Ляшко пояснил „Ъ“, что при выращивании кормов на прилегающих полях предполагается не использовать средства защиты и пестициды. Животных также не будут лечить с помощью антибиотиков, подчеркнул господин Ляшко. Но технологии переработки на заводе в Щучьем не должны потребовать корректировки, подчеркнул он: «Завод, скорее всего, будет работать одну или две смены с “обычным” молоком, еще одну — с органическим». При этом для органической продукции может быть разработан новый бренд, отметил господин Ляшко. Стоимость каждого из комплексов без скота (на него обычно приходится значительная часть затрат) он оценил в 450 млн руб. Завершиться строительство объектов суммарной мощностью около 40 т в сутки может в конце 2019-го — начале 2020 года.
«Эконива» — крупнейший в стране производитель молока. К 2021 году группа планирует выпускать около 10% российского молока. Предприятия компании работают в Воронежской, Курской, Новосибирской, Калужской, Рязанской, Оренбургской и Тюменской областях. Общее поголовье КРС на предприятиях группы составляет около 100 тыс. Компания управляет 460 тыс. га земли. Выручка головной EkosemAgrar Gmbh в 2017 году составила €174,6 млн, чистая прибыль — €36,8 млн.
В Воронежской области по инициативе губернатора Александра Гусева провозглашен курс на производство органической продукции. «Наша цель — создать подотрасль в сельском хозяйстве», — заявил господин Гусев в ходе недавнего совещания в облправительстве с участием исполнительного директора Национального органического союза РФ Олега Мироненко. Однако пока крупных проектов в сфере производства органической продукции в Воронежской области нет. Наиболее масштабные запланированы структурами бывшего областного вице-премьера по АПК, ныне советника господина Гусева Анатолия Спивакова: речь идет о производстве цесариного яйца, а также гранул люцерны и амаранта в качестве кормов для сельхозживотных.
Однако господин Дюрр опередил тенденцию, намеченную областными властями. Впрочем, причиной для создания органического производства отчасти стала близость музея-заповедника «Дивногорье». «Были у нас разногласия с музеем-заповедником “Дивногорье”. Мы хотели строить недалеко от него молочный комплекс, а директор заповедника была против — мол, будет запах, — говорил в июне в интервью „Ъ“ Штефан Дюрр. — В итоге пришли к соглашению, что мы будем строить комплекс с использованием органических технологий, без химикатов».
Олег Мироненко вчера в беседе с „Ъ“ подчеркнул, что спрос на органическую продукцию растет: «В Москве открываются новые органик-маркеты, целый ряд федеральных сетей заявили об организации “органических полок”. Если раньше органическая продукция продавалась только в Москве и Санкт-Петербурге, то теперь спрос достаточно сильно растет и в регионах. Поэтому “Эконива” все делает своевременно». Впрочем, другие крупные воронежские производители и переработчики молока пока не анонсировали «органические» проекты. Не планирует строительство «органических» комплексов, в частности, крупнейший переработчик молока в регионе — холдинг «Молвест», сказал „Ъ“ глава компании Анатолий Лосев: «Наше молоко и так органическое — мы ничего в него не добавляем, используем качественные корма. Органика — это скорее маркетинговый ход. Считаю, что для наших потребителей это совсем не нужно».