Парковки стоят на своем

Власти Казани намерены избежать ограничений на платные паркинги

В Казани не ожидается существенного сокращения муниципальных парковок в связи со вступлением в конце года федерального закона «Об организации дорожного движения», запрещающего взимать плату за стоянку на прилегающих территориях госучреждений. Как стало известно “Ъ”, Госсовет Татарстана обратился в Госдуму с предложением предоставить муниципалитетам право самим определять размер этих прилегающих территорий. В мэрии Казани, которая ежегодно получает в бюджет от платных парковок почти 100 млн руб., надеются, что инициатива будет поддержана.

Фото: Антон Белицкий, Коммерсантъ

Госсовет Татарстана подготовил предложения по изменению федерального законодательства, которые позволят муниципальным властям самостоятельно определять понятие «прилегающая территория» при размещении платных парковок. Об этом “Ъ” вчера сообщил глава парламентского комитета по экономике, инвестициям и предпринимательству Марат Галеев. «Существует законодательный пробел. Мы считаем, что эти полномочия необходимо отдать муниципалитетам», — сказал депутат. Он пояснил, что в этом случае мэрия Казани сможет определять возможность размещения парковки вблизи тех или иных зданий «индивидуально в каждом случае». Инициатива республики «отправлена на экспертизу» в Госдуму, уточнил господин Галеев.

Новые полномочия нужны казанской мэрии из-за введения ограничений по размещению платных парковок в республике. Сейчас на рассмотрении Госсовета находится законопроект «О регулировании отдельных вопросов в области организации дорожного движения в Республике Татарстан». Он принимается в связи с требованием федерального закона «Об организации дорожного движения РФ», который вступает в силу в конце этого года. Проектом Госсовета предлагается запретить в Татарстане размещение платных парковок «на территориях, непосредственно прилегающих к зданиям» образовательных и медицинских организаций, органов государственной власти и местного самоуправления, а также организаций, которые оказывают государственные и муниципальные услуги. Понятие «прилегающей» территории в проекте Татарстана и федеральном законодательстве не разъясняется.

Напомним, платные парковки действуют в центре Казани с начала 2015 года. Изначально было организовано около 1 тыс. мест, для чего город брал кредит у республики в размере 36 млн руб. Впоследствии платная зона расширилась. С 1 ноября 2018 года было введено дополнительно 1185 новых парковочных мест. Их общее число достигло 3,3 тыс. Цена парковки варьируется от 30 до 100 руб. в час. За неоплату парковки предусмотрен штраф в размере 2,5 тыс. руб. По данным председателя муниципального комитета по транспорту Айдара Абдулхакова, от оплаты парковки в 2017 году в бюджет города поступило 33,5 млн руб., а от погашения штрафов — 59,9 млн руб.

Согласно сайту «Казанский паркинг», некоторые платные парковки сейчас обустроены в непосредственной близости к зданиям госорганов и вузов. Так, небольшой паркинг на девять мест организован с торца здания, где располагаются Конституционный суд республики и региональное министерство культуры. На площади Свободы парковочные места организовали возле корпуса Казанского национального исследовательского технического университета.

В мэрии Казани не смогли сказать “Ъ”, перестанут ли некоторые действующие парковки быть платными после введения ограничений, сославшись на то, что татарстанским законопроектом «не предусматривается порядок определения непосредственной близости к зданиям, в которых размещены образовательные, в том числе дошкольные организации, медучреждения, и т. д.». В мэрии рассчитывают, что «эти полномочия будут возложены на органы местного самоуправления». В администрации Казани “Ъ” добавили, что действующие парковки обустроены по иным критериям: «повышение безопасности дорожного движения на участке, плотность трафика, востребованность парковочных мест».

Инициатива ограничить платные парковки «разумная», считает татарстанский представитель Федерации автовладельцев России Рамиль Хайруллин: «Проблема заключается в том, что сейчас жители не могут подъехать ни к госучреждениям, ни к школам, ни к больницам. Должны быть организованы бесплатные парковочные места». Вместе с тем эксперт полагает, что если муниципалитет получит полномочия самостоятельно определять «запретные зоны» для парковок, то власти будут трактовать закон «в свою пользу». «В Казани власти не заинтересованы в сокращении платных мест. Наоборот, зона платной парковки расширяется за пределы центра, увеличивается стоимость», — заключил эксперт.

Отметим, что планируемые в Татарстане ограничения для организации муниципальных платных парковок являются довольно мягкими. Так, федеральном законодательством предусмотрено, что регионы вправе запретить их организацию также рядом со спортивными и культурными объектами. Однако в татарстанский проект эти положения включены не были. При этом в Казани есть платные парковки возле театров и музеев. Кроме того, федеральный закон позволяет субъектам определять время, когда платными парковками можно воспользоваться бесплатно. Проектом республики предлагается сохранить действующий режим работы парковок в Казани: бесплатно ими пользоваться можно с 21:00 до 7:00, а также по воскресеньям и в праздничные дни. Закон республики должен вступить в силу 30 декабря 2018 года. В первом чтении его рассмотрят на сессии Госсовета в ближайший понедельник.

Кирилл Антонов

Вся лента