Бизнес переходит с пластика на бумагу
Почему предприниматели не принимают оплату картами
Ваша карта бита: бизнес переходит на оплату наличными. Согласно опубликованной в среду статистике, за прошедший год в ресторанах и кафе средний чек при оплате наличными вырос на 40%. При этом доля оплат картами, наоборот, снижается. Многие покупатели подозревают, что бизнес специально не принимает пластик, желая получить как можно больше наличных. Правда ли это? И с чем это связано? Выяснял Александр Ляпин.
«Извините, карты не принимаем»,— эту фразу все чаще можно услышать в небольших магазинах, салонах красоты, фитнес-центрах и других заведениях. Отговорки могут быть самые разные: не работает терминал, или нет интернета. В последнее время отказать в оплате картой могут даже в солидных ресторанах, как это уже несколько раз произошло с москвичкой Ириной Кибиной. Причем зачастую после настойчивых требований принести терминал оплата картой чудесным образом проходит. «У меня вызывает сомнение то, что там действительно не работают терминалы, потому что никто даже не пытался провести оплату картой, и терминал не приносили. А когда их просишь, принесите, пожалуйста, давайте попробуем, вдруг в нашем случае сработает, бывает, что срабатывает, и терминал находится, и оплата проходит»,— рассказала госпожа Кибина.
То, что покупки действительно стали чаще совершать наличными, подтверждает и статистика. Оператор фискальных данных Сбербанка «Платформа ОФД», который собирает информацию напрямую с онлайн-касс, зафиксировал резкий рост среднего чека при оплате наличными. Причем это происходит на фоне роста общего количества покупок за последний год, сообщил “Ъ FM” руководитель отдела коммуникаций компании Леонид Симаков: «Средний чек безналичной оплаты в октябре 2018 года составил аж 670-680 руб. Это примерно на 14% меньше, чем в прошлом году. Если говорить об оплате наличными, то он был 700-710 руб. Это примерно на 40% больше, чем за аналогичный период прошлого года. И если сравнивать число покупок в данном сегменте, то оно возросло за год примерно на 15%».
Насколько выгодно пользоваться спецпредложениями по картам
“Ъ FM” решил выяснить у рестораторов, действительно ли наличных в кассе стало больше. Основатель сети ресторанов «Мясо и Рыба» Сергей Миронов это категорически отрицает. А снижение среднего чека при оплате картой объясняет проще: клиенты стали чаще питаться в более дешевых заведениях, а из-за этого и рестораны начали снижать цены. «Движение идет с двух сторон: потребитель уходит в более демократичный формат, понижает средний чек, и ресторан за ним тоже уходит туда, пытается дешевле продавать. Допустим, раньше я продавал бокал просекко минимально за 350 руб. Сейчас я продаю этот бокал за 230 руб., чтобы поймать этого гостя, чтобы он не ушел от меня в следующий раз. За этим откатывается и чек, это неизбежно»,— пояснил господин Миронов.
Но как же объяснить статистический рост оплаты наличными? Неофициально участники рынка признаются — оплата живыми деньгами выгоднее. Причин несколько: проще делать закупки и выплачивать зарплату персоналу, в том числе и по серой схеме. Кроме того, в условиях кризиса комиссия, которую бизнес вынужден платить банку-эквайеру, съедает заметную часть прибыли, рассказал “Ъ FM” предприниматель Александр Мезенцев: «Все равно за каждую транзакцию с карты ты платишь процент банку, который проводит эту транзакцию. Как правило, от 1,5% и выше, иногда эти ставки доходят до 5% в разных банках.
Поэтому, безусловно, выгоднее, если бы все покупатели могли расплачиваться наличными.
Но, с другой стороны, у меня, как у розничного магазина, где-то 50%, даже больше, всех платежей — это оплата картой».
Для экономистов отказ рынка от использования карт — несомненный признак грядущих тяжелых времен. Мелкий и средний бизнес удобству карт предпочитает выгоду от перехода на серые схемы. А простым покупателям, видимо, пора вспоминать 90-е, когда без толстой пачки наличных на улицу никто не выходил.
По данным Высшей школы экономики, размер теневого сектора в России за последние три года вырос на 5% и составил около 23% от ВВП.