От Жулебино до Лувра
Художественные потрясения прошедшего года
Приключения «русского авангарда» в Генте
Первый крупный арт-скандал разразился в самом начале 2018 года в Бельгии. Некий российский коллекционер Игорь Топоровский выставил в Музее изящных искусств (MSK) в Генте работы художников русского авангарда, которые вызвали массу вопросов у экспертов. Группа искусствоведов написала открытое письмо, в котором призвала MSK не вводить публику в заблуждение и убрать картины из экспозиции. Ни у одного из 24 сомнительных полотен не было выставочной истории, и в серьезных научных публикациях они никогда не упоминались.
Сам коллекционер утверждал, что картины Малевича, Кандинского, Татлина, Лисицкого, Гончаровой и Ларионова, Поповой, Экстер и других художников — подлинные и достались ему благодаря семье жены, якобы дальней родственницы скульптора Антона Певзнера, собирателя произведений русского авангарда.
Мне удалось увидеть экспозицию своими глазами, буквально за несколько дней до того, как ее решили разобрать до «лучших времен». Скажу, что в целом выглядели картины очень «свежо», некоторые исторические несоответствия просто бросались в глаза. А уж о главных работах всей экспозиции, например, о прялке или коробе-туеске, расписанных якобы Казимиром Малевичем, и говорить не приходится. В истории искусств неизвестны подобные работы Малевича.
Работы с экспозиции были сняты. Музей MSK разорвал договор аренды работ с фондом Dieleghem Foundation, основанным Топоровским. В результате скандала в отставку ушла директор музея Катрин де Зегер — известный куратор выставок современного искусства (в частности, она была куратором Московской биеннале современного искусства в 2013 году). Продолжается судебное расследование. А в сентябре по инициативе муниципальных властей Гента начался аудит музея, который проводит бюро Ernst and Young. В декабре планируют опубликовать первые результаты.
«Русская красавица» в Жулебино и Pussy Riot в Лужниках
Стоит упомянуть еще о двух событиях уходящего года, связанных как со скандалом, так и с современным искусством. Оба они имели место во время чемпионата мира по футболу, который в целом прошел на удивление спокойно, достойно и вовсе не скандально.
К ЧМ-2018 в рамках MOST Festival по заказу столичных властей российские и зарубежные художники выполнили шесть муралов. Это огромные, высотой от 8 м, граффити на стенах домов. В отличие от произведений многих других граффитистов, подобные работы согласованы и санкционированы властями. На муралах к мундиалю были изображены «Забивака», «Медведь», супергерои из вселенной Marvel, играющие в футбол, а также сюжет «Крым и Россия — вместе навсегда». А на 12-этажном здании в Жулебино решено было изобразить «русскую красавицу» — дородную блондинку с мячом в руках. Скандал разгорелся, когда выяснилось, что на этом граффити была запечатлена супруга бизнесмена — одного из организаторов фестиваля стрит-арта. Получилось, что фактически за деньги налогоплательщиков он заказал гигантский портрет собственной жены известному стрит-арт-художнику, тайцу Му Бону.
Многие помнят, как во время финала чемпионата мира на арену «Лужников» выбежали четыре человека в милицейской форме. Участники арт-группы Pussy Riot таким образом реализовали акцию «Милиционер вступает в игру», отсылающую, по их словам, к трудам поэта и художника Дмитрия Пригова, автора стихотворного цикла «Апофеоз Милицанера» (1978). Основоположник московского концептуализма посвятил цикл положительному сотруднику правоохранительных органов: «небесный милиционер» переговаривается по рации с самим Богом, в то время как земной милиционер фабрикует уголовные дела.
Земные полицейские сразу после задержания участников арт-группы сожалели, что «сейчас не 37-й год», а суд счел акцию всего лишь «нарушением правил поведения зрителей официальных спортивных соревнований» и назначил художникам по 15 суток административного ареста и запрет на три года посещать спортивные соревнования.
Акция в том числе призывала «не сажать за лайки», а также «прекратить незаконные аресты» и «допустить политическую конкуренцию». В части отмены гонений за «лайки» требования через какое-то время были удовлетворены.
Тихий пенсионер
Грандиозная коллекция искусства из 1566 произведений — «клад Гурлитта» — уже пять лет не дает покоя мировому арт-сообществу. В начале этого года хиты коллекции были впервые представлены широкой публике — две выставки прошли параллельно в Художественном музее Берна и выставочном зале Бонна. Теперь же их объединили и до 7 января 2019 года показывают в Martin-Gropius-Bau в Берлине.
Публичный скандал разразился в ноябре 2013 года, когда о коллекции написал немецкий журнал Focus, но началось все тремя годами раньше, в поезде из Цюриха в Мюнхен, где внимание таможенной инспекции привлек тихий пенсионер с крупной суммой наличных в кармане. Последовавшее расследование обнаружило, что Корнелиус Гурлитт не имеет легальных источников дохода и не платит налоги. А когда в 2012 году полиция нагрянула в его мюнхенскую квартиру, то обнаружила художественные сокровища, среди которых живопись и графика Моне, Сезанна, Пикассо, Матисса, Шагала, немецких экспрессионистов Кирхнера, Бекмана, Нольде, скульптура Родена и Майоля и даже немного старых мастеров. Корнелиусу они достались от отца, Хильдебранда Гурлитта.
Один из четырех арт-дилеров, сотрудничавших с министерством пропаганды Третьего рейха, Гурлитт лично участвовал в продаже за границу «дегенеративного искусства», конфискованного из немецких музеев и еврейских коллекций, а также собирал работы для музея фюрера в Линце, в том числе в оккупированной Франции. Любопытно, что до прихода к власти нацистов Хильдебранд Гурлитт возглавлял музеи в Цвиккау и Гамбурге и устраивал прогрессивные выставки, покупая и продвигая молодое искусство. А после войны сумел легализовать часть собрания и активно одалживал его музеям. В 1956 году он погиб в автокатастрофе, а его сын предпочел не распространяться о наследстве. В 2014 году Корнелиус и сам отошел в мир иной, оставив завещание о передаче коллекции в Художественный музей Берна.
Собрание пытались отсудить наследники Гурлиттов (безуспешно), члены музейного сообщества напоминали о «кровавом» провенансе (около половины работ могли быть конфискованы у жертв нацистского режима) и даже предлагали продать коллекцию с аукциона в пользу благотворительных фондов, помогающих пострадавшим от холокоста. До этого не дошло, но инцидент подтолкнул немецкое правительство основать фонд German Lost Art, отвечающий за возвращение конфискованного искусства. С 2015 года фонд работает в Магдебурге, и в числе прочего занимается исследованием происхождения работ из собрания Гурлитта, публикуя результаты на сайте в открытом доступе. Конца исследованиям пока не видно, и хотя музею Берна пророчили бесчисленные реституционные иски, до сих пор лишь четыре работы возвращены законным наследникам.
Снова Леонардо
«Спаситель мира» Леонардо да Винчи вновь оказался замешан в скандале. На этот раз миллиардер Дмитрий Рыболовлев подал иск на $380 млн к аукционному дому Sotheby’s, обвиняя его в том, что дом помогал арт-дилеру Иву Бувье наживаться на сделках российского клиента. Тяжба между коллекционером и арт-дилером длилась с 2015 года вплоть до продажи «Спасителя мира». По заявлениям обиженной стороны, Бувье за десять лет продал Рыболовлеву 38 произведений искусства стоимостью $2 млрд и половину суммы присвоил себе незаконно, неоправданно завышая цены. Продажа в ноябре 2017 года на аукционе Christie’s картины Леонардо, казалось, поставила точку в разбирательствах — прибыль коллекционера составила больше $300 млн. Теперь же он требует ответа от Sotheby’s, который выступал посредником в 14 сделках, поддерживая арт-дилера. Аукционный дом, разумеется, не видит своей вины: он продавал картины Бувье и дальнейшие сделки проходили без его участия. Напомним, что сам Дмитрий Рыболовлев сейчас находится под следствием в Монако по подозрению в «коррупции и торговле влиянием». Меж тем в 2019 году музейный мир готовится отмечать 500 лет со дня смерти Леонардо да Винчи. Выставки, посвященные титану Ренессанса, пройдут по всему миру, но самой интересной обещает стать экспозиция, которая откроется 24 октября 2019 года в Лувре. Музей планирует получить для выставки «Спасителя мира» и представить новые исследования, которые, быть может, наконец убедят всех в его подлинности.