Истинные ценности неподвластны глобальной нестабильности
Рынок товаров класса люкс продолжает устойчивый рост
Международная консалтинговая компания Bain & Company подсчитала, что в 2018 году мировой рынок товаров класса люкс продолжил свой рост. Общий объем составил €1,2 трлн, что на 5% больше, чем годом ранее. Исследователи считают, что благодаря растущему спросу из Азии, тенденция роста сохранится до 2025 года.
Bain & Company представила в четверг, 15 ноября доклад «Исследование мирового рынка товаров класса люкс в 2018 году». В докладе сообщается, что рост рынка отмечен почти по всем сегментам товаров. Объем рынка персональных товаров класса люкс (драгоценности, одежда, аксессуары и т. п.) в этом году составит €260 млрд, что на 6%, чем годом ранее. Самый большой сегмент рынка, автомобили, увеличился на 5% — до €495 млрд. Сегмент гостиничных услуг класса люкс также вырос на 5% — до €190 млрд. Премиальные вина и алкогольные напитки — на 4%, до €71 млрд, премиальные продукты питания — на 6%, до €50 млрд, предметы искусства — на 6%, до €41 млрд, мебель и другие предметы интерьера класса люкс — на 4%, до 21%. Снижение на 3%, до €21 млрд, показано лишь в сегменте яхт и частных самолетов.
Эксперты Bain & Company считают, что рост рынка персональных товаров класса люкс будет продолжаться как минимум до 2025 года со среднегодовым увеличением на 3–5% — до €320–365 млрд.
В то же время, как отмечается в докладе, «общественно-политическая ситуация, торговая политика и потенциальные краткосрочные рецессии могут сделать этот путь более сложным в краткосрочном периоде». «В прошлом году мы увидели возвращение рынка к устойчивому росту,— отмечает партнер Bain и ведущий автор доклада Клаудиа д’Априцио.— Этот тренд продолжается в 2018 году, укрепляя предсказанную нами "новую норму", характеризующуюся бурным спросом со стороны китайских потребителей, развитие онлайн-продаж и растущее влияние подрастающих поколений на потребление товаров класса люкс».
Действительно, китайские потребители остаются одним из главных драйверов развития рынка — с 2015 года они дали рынку половину всего прироста. В 2018 году их доля составила 33%, тогда как годом ранее — 32%. Продажи в самом Китае в этом году вырастут на 18%, до €32 млрд, что объясняется не только ростом цен, сколько ростом самого спроса. В целом по всей Азии (кроме собственно Китая) розничные продажи товаров класса люкс выросли на 7%, до €39 млрд, благодаря спросу со стороны жителей Южной Кореи, Сингапура и Таиланда. Американские потребители приобрели в 2018 году на 5% больше товаров и услуг класса люкс — на сумму €80 млрд. Эксперты объясняют это ростом американской экономики и, как следствие, доходов граждан США. В свою очередь Европа в этом году показала всего 1% роста — до €84 млрд. Эксперты объясняют невысокую динамику ростом курса евро в этом году.
Развитие рынка наблюдается и по всем каналам продаж товаров класса люкс — розничные продажи выросли на 4%, оптовые — на 1%.
Бурный рост продаж продолжается в онлайн-сегменте: на 22%, до €27 млрд. Активнее всего онлайн-продажами пользуются американцы — их доля составляет 44%. «Новые технологии играют на руку онлайн и мобильным продажам,— подчеркивает партнер Bain и соавтор доклада Федерика Левато.— В то же время столь бурный рост онлайн-продаж может потенциально нести риски для традиционных розничных каналов продаж».
Исследование Bain & Co не касается непосредственно России. Тем не менее, как отметил “Ъ” аналитик ИК «Фридом Финанс» Валерий Безуглов, спрос на товары класса люкс в РФ останется на высоком уровне. «Прежде всего это связано с ростом числа долларовых миллионеров, количество которых в РФ достигает порядка 182 тыс. человек, а увеличение численности данной категории по итогам 2017 года составило порядка 20%. Это отражается и на потреблении люксовых товаров. Продажи новых автомобилей класса "люкс" в сентябре 2018 года выросли на 10% по сравнению с аналогичным показателем прошлого года. С 2017 года наблюдается увеличение продаж и на российском рынке люксовой одежды и обуви, который продемонстрировал рост оборота на 3% в прошлом году и вырастет на аналогичную величину в текущем году»,— заметил господин Безуглов.
Как рынок роскоши стал двигателем прогресса
На глобальном рынке предметов роскоши — большие перемены. Значительная часть сегмента luxury становится элементом сладкой жизни для, казалось бы, нецелевой аудитории. Об этом косвенно говорит повышенный интерес сегмента к интернету как каналу продаж. Впрочем, тяга к роскоши издавна сопровождает прогресс человечества — ее даже можно считать фактором эволюции производства.