Составляющие и составители
Елена Стафьева об ароматах Neela Vermeire Creations
Нила Вермеер и Бертран Дюшофур создают удивительные ароматы с этническими названиями, но без всяких этнических клише. Такие ароматы, которые никак не оттолкнут даже тех, кто терпеть не может индийскую кухню и индийские благовония
Нила Вермеер родилась и выросла в Индии, училась в Америке и Англии, а живет и работает в Париже — первое и последнее имеют ключевое значение для ее бренда. Индия дала ей круг тем и образов, а Франция, вернее, классическая французская парфюмерная традиция — способы их превращения в ароматы. Нила придумывает концепцию запаха, а парфюмер, который ее воплощает, это Бертран Дюшофур, один из лучших в современной парфюмерии. И надо сказать, что ни для кого другого, а Дюшофур работает со многими брендами, он не делает работу лучше, чем для Нилы: каждый раз она добивается от него выдающегося результата.
Третий человек, чей талант был вложен в создание Neela Vermeire Creations, это Пьер Динан, один из самых знаменитых дизайнеров парфюмерных флаконов. Динан занимается этим уже 50 лет — и за это время придумал такие легендарные флаконы, как, например, YSL Opium, Moschino Cheap and Chic или Calvin Klein Eternity. Для Нилы он сделал флакон, который связан с обеими частями ее парфюмерной идентичности — индийской и французской. Ребристые флаконы отливаются в старинных формах и выглядят совершенно строго и очень по-французски, как с туалетного столика на картинах Фрагонара или Буше, но если посмотреть на флакон сверху, то он повторяет колесо с индийского флага — как на стеле Ашоки с ее знаменитой львиной капителью в Сарнатхе.
Сейчас у Neela Vermeire семь ароматов: пять — Trayee, Mohur, Bombay Bling, Ashoka, Pichola — посвящены разным эпохам индийской истории, два — Rahele и Niral — отношениям Индии и Европы. Во многом Ниле удалось достичь такого выдающегося результата с Дюшофуром потому, что, получив классическое французское парфюмерное образование в Грассе, в Lautier Florasynth, он всегда был страстным путешественником и энтузиастом поиска новых, часто экзотических ингредиентов. Все его любимцы — черная смородина и черносмородиновый лист, кардамон, корица и кориандр, ваниль, разные хвойные бальзамы, разная благородная древесина, разная кожа — тут отлично прижились. И все индийские ольфактивные характеристики, важные для Нилы — жасмин, магнолия, роза, иланг-иланг, шафран, перец, тмин, личи, сандаловое дерево, дерево аквилария, пачули,— сработали в его руках виртуозно.
В результате у Нилы и Бертрана получились многослойные ароматы, не сшибающие с ног с первого вздоха, создающие на коже любопытнейшую череду изменений, следить за которыми — отдельная радость. И рафинированные до последней степени, полностью лишенные массовой усредненности и банальности.
Теперь о том, как все это было представлено публике. Cosmotheca, которая представляет Neela Vermeire Creations в России, и питерская «Астория» выступили тут довольно неожиданно. Они позвали одного из лучших миксологов, работающих с джином, шефа-бартендера Гёнке Хендри из знаменитого цюрихского бара Tales. Гёнке — молодая, очень современная женщина с прекрасным знанием культуры джина, которая сейчас на подъеме. Джин вообще и сама идея викторианских «дворцов джина» стали идеальным контекстом для ароматов Neela Vermeire — и культурным, и историческим, и ольфактивным.
Гёнке придумала семь коктейлей под каждый аромат Нилы, и то, как она рассказывала про выбор ингредиентов, про историю того или иного вида джина, про культурный ореол вокруг него — внезапно оказалось просто захватывающим. Еще более захватывающим было сначала выслушать историю про, например, новейший Нилин аромат, Niral, посвященный связям Британии и Индии в колониальную эпоху, торговле шелком-сырцом, Томасу Уордлу, который импортировал этот шелк, красил его в цвета самоцветов по разработанным им технологиям, был связан с движением «Искусства и ремесла» и работал с Уильямом Моррисом. В результате складывалась практически картина из фильма Стивена Фрирза «Виктория и Абдул».
Это не только изящно придуманная, но и очень прогрессивная история. То, насколько изобретательно современный ритейл актуализирует у потребителей разные культурные коды, насколько он способен производить живое, а не выморочное культурное содержание, определяет сегодня его успешность. Особенно это справедливо в случае с нишевыми люксовыми компаниями, главная задача которых — дать своим клиентам ощущение причастности к чему-то культурно и социально значимому. Повторяющие друг друга маркетинговые скрипты заменяются сегодня перформансами или иммерсивными шоу, которые должны быть — и это важно — максимально естественно связаны с продуктом, а не произвольно к нему пристегнуты. И в этом смысле сюжет, придуманный Neela Vermeire, Cosmotheca и «Асторией», очень показателен