Шереметьево удваивает тариф
Сборы за взлет-посадку увеличатся
Шереметьево с 2019 года удвоит тариф для авиакомпаний на взлет и посадку, чтобы окупить вложения в инфраструктуру. В самом аэропорту считают, что расходы авиакомпаний и, соответственно, цены на билеты вырастут несущественно. Эту позицию разделяют в Федеральной антимонопольной службе (ФАС), однако авиаторы возмущены тем, что Шереметьево собирается просто полностью переложить на них свои расходы на модернизацию.
Президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорт (АЭВТ) Владимир Тасун на форуме «Крылья будущего» заявил, что с 1 января аэропорт Шереметьево вдвое увеличит тариф для авиакомпаний на взлет-посадку. По данным “Ъ”, перевозчики уже получили уведомление об этом. Сейчас Шереметьево взимает с авиакомпаний 222,91 руб. за тонну максимальной взлетной массы воздушного судна, с 1 января в тариф вводится инвестиционная составляющая в размере 220,8 руб., то есть сбор достигнет 443,71 руб. По расчетам аэропорта, расходы авиакомпаний вырастут несущественно: стоимость перевозки на пассажира вырастет на 75–81 руб. для узкофюзеляжного Airbus A320 и на 105–143 руб. для широкофюзеляжного Boeing 777, а повышение стоимости билета экономкласса не превысит 1%.
Новые тарифы на взлет и посадку вступят в силу после подписания концессионного соглашения с оператором аэропорта, АО «Международный аэропорт Шереметьево» (МАШ). Правительство утвердило условия концессии до 2067 года в мае, на очереди соответствующие соглашения с Домодедово и Внуково. В МАШ инвестиции в рамках концессии оценивают в 50,8 млрд руб. «Проект соглашения проходит согласование в федеральных органах исполнительной власти. Все собранные средства за счет инвестиционной составляющей могут быть направлены только на финансирование капитальных вложений в аэродромную инфраструктуру, к которым относятся ВПП, перроны, рулежные дорожки и очистные сооружения. Подобная практика применяется во многих аэропортах мира»,— пояснили в МАШ. Там заверили, что инвестиционная составляющая в тарифе будет отменена после завершения строительства объектов.
В АЭВТ считают такой подход к финансированию некорректным. «Объекты инфраструктуры аэропортов позволяют получать доход как от авиационной, так и от неавиационной деятельности,— пояснили в ассоциации.— Взимание инвестиционной надбавки, согласно представленным проектам соглашений, предусматривается только за счет увеличения инфраструктурных сборов с перевозчиков». В результате, подчеркивают в АЭВТ, основная часть обязательств и рисков концессионера будет просто переложена на авиакомпании, а стоимость перевозки для пассажира вырастет.
В ФАС, впрочем, разделяют мнение МАШ о том, что влияние инвестиционной составляющей на цену билетов будет несущественным: «Хотя ФАС не регулирует тарифы в Московском авиаузле, регулятор ознакомлен с планами Шереметьево по введению инвестиционной составляющей. Конкуренция между аэропортами не позволит завышать тарифы. Но при наличии обращений заявителей ФАС рассмотрит их в установленном порядке». В авиакомпаниях и Росавиации от комментариев воздержались.
Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев, несмотря на оценки ФАС и МАШ, считает, что удвоение тарифа на взлет и посадку приведет к существенному увеличению расходов, например, «Аэрофлота», для которого Шереметьево — базовый аэропорт. Особенно чувствительными, отмечает эксперт, изменения будут на фоне ухудшения финансовых результатов в 2018 году (так, в январе—сентябре чистая прибыль «Аэрофлота» по РСБУ уже упала на 42%, до 15,6 млрд руб.). По мнению Олега Пантелеева, для перевозчика было бы логичным попытаться снизить уровень сбора в ходе переговоров с МАШ.