Фигура имеет значение
Владимир Дзагуто о последствиях ухода Вячеслава Кравченко из Минэнерго
Обычно принято писать «кадровые» заметки на увольнения крупных чиновников и топ-менеджеров. Формат несложен: биография, ключевые решения, комментарий об эффективности, прогноз на то, будет ли сменщик лучше или хуже. Исключения редки: в большинстве начальников непросто найти столько оригинальности, чтобы выйти за пределы жанрового штампа.
Но в истории про увольнение «электроэнергетического» замминистра энергетики Вячеслава Кравченко, о котором стало известно 15 ноября, как раз штамповкой обойтись не получится. И даже не потому, что, как уверяли источники “Ъ”, последние два-три года «органы целенаправленно охотились за чиновником». Об этом писать без сарказма в кармане сложно, хотя тем, кого эта охота задевает, от иронии не легче. Большинство недавних «энергетических дел» для стороннего наблюдателя, видимо, выглядят как «преступления века» о пропаже половой тряпки в детском саду. Да и строятся они, судя по сообщениям в СМИ, все больше на тех или иных сделках со следствием — царицах доказательств нашего времени. Поэтому я о другом. О том, что для отрасли уход Вячеслава Кравченко вряд ли пройдет без проблем. Хотя бы в силу того, что непросто будет найти столь же внятного чиновника, способного выполнять основную для куратора энергетики роль арбитра от государства.
Отрасль исторически управлялась весьма специфично. До 2008 года — в основном через РАО «ЕЭС России». Правительству как раз хватало примерно одного чиновника, понимающего, о чем говорят в холдинге и в чем разница между киловаттом и киловатт-часом (в этой роли тогда в Минпромэнерго и выступал Вячеслав Кравченко). Минэнерго первых пореформенных лет в части энергетики было настолько неопытно, что ряд ключевых документов чиновникам вынужденно помогали писать «внешние консультанты». Когда в 2012 году появилась вакансия главы «Совета рынка» (который тогда, пожалуй, для энергорынка был важнее министерства), а в 2013 году — энергетического замминистра, туда ставили именно Вячеслава Кравченко. Ровно потому, на мой взгляд, что найти другого деятельного и (относительно) равноудаленного от центров влияния претендента было сложно.
В списке кандидатов в заместители министра, который обсуждается в Минэнерго (“Ъ” приводил список 15 ноября), много уважаемых в отрасли фигур, в том числе с опытом управления большими структурами. Но ни один из претендентов не выглядит полностью равнозначной заменой, человеком, который сможет обеспечить действительно плавный переход управления. Так что регулированию энергетики, похоже, предстоит период ухабов.