«Вкусвилл» займется образованием
Сеть хочет начать работать в столичных школах и вузах
Запустив в этом году эксперимент по продаже продуктов через вендинговые автоматы на станциях Московского центрального кольца (МЦК), сеть магазинов «Вкусвилл» намерена масштабировать проект. В планах компании установка автоматов в школах, вузах, торговых центрах и офисах. Новый канал продаж может в перспективе двух лет занять 1% в обороте «Вкусвилла».
Торговая сеть «Вкусвилл» ведет переговоры со школами Москвы об установке в их помещениях вендинговых аппаратов со снеками, сэндвичами, соками и молочными продуктами, рассказала “Ъ” представитель компании Марина Пурим. «Мы заинтересованы в том, чтобы дети могли иметь возможность здорового перекуса во время занятий. Если проект будет успешным, мы распространим его и за пределы столицы»,— отметала госпожа Пурим. По ее словам, в планах компании стоит также установка автоматов в столичных вузах, торговых центрах и офисах.
О перспективах развития вендинговой торговли во «Вкусвилле» задумались после экспериментального запуска автоматов на станциях МЦК. К концу этого года там должно появиться 96 аппаратов. Стоимость установки каждого эксперты ранее оценивали примерно в 400 тыс. руб. (см. “Ъ” от 15 октября). В компании рассчитывают, что в перспективе двух лет на вендинговую торговлю будет приходиться около 1% ее выручки. Как говорит Марина Пурим, при составлении прогнозов «Вкусвилл» отталкивался от средних показателей крупных торговых ритейлеров, в чьей выручке на доставку продуктов приходится 2–3%. По прогнозу «Infoline-Аналитики», за 2018 год оборот «Вкусвилла» может достичь около 50 млрд руб. Таким образом, в год от вендинга ритейлер может получать как минимум 500 млн руб.
«Вкусвилл» позиционирует себя как сеть продуктов здорового питания. По данным ЕГРЮЛ, 12,16% ООО «Вкусвилл» принадлежит фондам Baring Vostok, 1,76% — основателю сети Андрею Кривенко, 86,08% через ООО «Проект "Избенка"» и АО «Эволюционная цель» владеет Евгений Лисицын. На середину ноября у сети было более 680 магазинов, большинство из них — в Москве и Подмосковье.
Количество вендинговых аппаратов в России достигает около 240 тыс., оборот этого рынка в 2017 году был на уровне 28 млрд руб. (данные Euromonitor International).
Гендиректор «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает, что, выходя на вендинговый рынок, «Вкусвилл» помимо дополнительного источника дохода получает также инструмент продвижения своего бренда. Директор направления стрит-ритейла Knight Frank Вита Камлюк отмечает, что товары, которые «Вкусвилл» будет продавать посредством вендинга, не предполагают получения лицензий, поэтому их теоретически можно устанавливать где угодно. «Для крупных ритейлеров аренда малого метража — интересная тема. Тем более что на российском вендинговом рынке нет насыщения: удобные в обращении аппараты встречаются крайне редко, их не хватает и в госучреждениях, и в поликлиниках»,— рассуждает госпожа Камлюк. По ее мнению, новый формат вендинга может выступить в качестве одной из альтернатив стрит-ритейла.
Как полагает господин Бурмистров, в перспективе «Вкусвилл» может стать одним из крупнейших вендинговых операторов в России, сформировав на рынке новую нишу — экологичной и полезной продукции. «Это даст им хорошее преимущество относительно других вендинговых компаний — просто в силу разницы ассортимента»,— уверен он. В среднем, по его оценке, выручка вендинговых автоматов «Вкусвилла» будет на 30–40% больше, чем у стандартных автоматов с продуктами питания.