Чемпион среди живых
Картина Дэвида Хокни продана за $90 млн
С аукционных боев осенней серии нью-йоркских аукционов пришла новость об очередной взятой высоте: полотно британского (хотя живущего все больше в Калифорнии) художника Дэвида Хокни было продано на аукционе Christie’s за рекордную для ныне здравствующего художника сумму $90,3 млн. Предыдущий рекорд был у скандального красавца-постмодерниста Джефа Кунса, чья скульптура «Собака из воздушных шаров» была продана Christie’s в 2013 году за $58 млн. Кира Долинина считает, что смена лидеров рынка закономерна: даже самый блестящий в прямом смысле этого слова постмодернизм должен был склонить голову перед реалистическим поп-артом 81-летнего британского гения.
Чего-то такого от Хокни на этом аукционе ждали: недаром и отправная цена огромного и знаменитого полотна «Портрет художника» («Бассейн с двумя фигурами») 1972 года была выставлена непомерно вроде бы высокой для этого художника – $80 млн. А ведь только в мае этого года был побит рекорд на работы Хокни — Sotheby’s продал его картину за $28,5 млн. На чем же строили свои ожидания аукционисты?
Осенние торги искусством «от импрессионизма до наших дней» в Нью-Йорке традиционны, почти одновременно проводят свои аукционы Christie’s, Sotheby’s и Phillips (в разделе современного искусства). В этом году особый интерес вызывал ХХ век: и это при том, что на продажу были выставлены как произведения Моне и Ван Гога 1880-х годов, так и вещи последних двух десятилетий. Торги получили негласное название «Неделя искусства ХХ века в Нью-Йорке» и полностью его подтвердили. 13 ноября Christie’s продемонстрировал 13 аукционных рекордов на работы прошлого века: топ-лотом стала картина Эдварда Хоппера «Китайское рагу» (1929), проданная за $91,9 млн. Это не только рекорд цены на работы Хоппера, в два раза превзошедший его предыдущий аукционный результат, но и рекорд цены в категории «Американское искусство». Две золотые медали взяли мэтры американского абстрактного экспрессионизма: «Женщина как пейзаж» (1954–1955) Виллема де Кунинга ушла за $68,9 млн, а «Композиция с красными мазками» Джексона Поллока — за $55,4 млн. Свои рекорды установили также работы Аршила Горки, Джозефа Стеллы, Тома Оттернесса и др.
15 ноября стало днем Дэвида Хокни. Родившийся в 1937 году в Британии мастер не покидает рейтинги самых-самых популярных, узнаваемых, уважаемых и так далее художников уже как минимум лет сорок. Он вошел во все нужные хрестоматии, его выставки были во всех необходимых ему по рангу музеях. Последний тур — Лондон, Париж, Нью-Йорк — его гигантская ретроспектива совершила в 2017 году, в год его 80-летия. Лучшие залы (Тэйт-Бритен, Центр Помпиду, Музей Метрополитен), первые лица на вернисажах, рекорды посещаемости. Для Тейт она оказалась самой популярной выставкой в истории галереи — ее посетило 478 тыс. человек, примерно по 4 тыс. человек в день. Невероятная популярность выставки очевидно сказалась на ценах на произведения юбиляра: после нее предыдущий рекорд был превышен более чем в два раза.
Однако $90,3 млн — это рывок, только лишь музейной ценностью работ Хокни не объясняемый. Вместе с другими значимыми изменениями покупательского спроса, которые были отмечены на этих торгах, такой взлет говорит о новой тенденции: аукционы выявили очевидный интерес к работам живых художников, при этом не только из пула небожителей (свои рекорды взяли произведения пяти афроамериканских художников и одной 42-летней женщины-художницы). Политкорректность политкорректностью, но раньше за те же анкетные данные предпочитали отдавать дань художникам, ушедшим в небытие, скажем, тому же Баския, чьи работы также продавались сейчас в Нью-Йорке. Хокни же к политкорректности не имеет никакого отношения. А вот к тому типу изображения, которым питается визуальность новых поколений, воспитанных Уэсом Андерсоном,— вполне. Цвет, пустота, одиночество, радикальность давно приевшихся штампов бытия в картинах 81-летнего мэтра востребованы сегодня как никогда. В том числе крупными покупателями.