Лукашенко vs Пашинян
Спецкор “Ъ” Владимир Соловьев о схватке Армении и Белоруссии за пост генсека ОДКБ
Стараниями Армении и Белоруссии скучный кадровый вопрос о назначении нового генсека Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ) превратился в зрелищный поединок. Политический тяжеловес Александр Лукашенко вышел против перспективного новичка Никола Пашиняна. Для каждого из них победа ценнее стоящего на кону трофея и важнее имиджа ОДКБ.
Последние приготовления к решающему бою за вакантный титул генсека завершаются: соперники определены, активно тренируются и вовсю атакуют друг друга через СМИ. На воображаемый ринг Армения и Белоруссия выйдут в Санкт-Петербурге 6 декабря. Там пройдет неформальный саммит СНГ, и лидеры стран—членов ОДКБ (в организацию входят Армения, Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан) решили воспользоваться случаем, чтобы определить победителя.
История вопроса вкратце такова. С весны 2017 года генсеком работал представитель Армении Юрий Хачатуров. Но в мае 2018 года власть в его стране сменилась: лидер уличных протестов Никол Пашинян вынудил предыдущего премьера Сержа Саргсяна уйти в отставку и занял его место. Почти сразу новое армянское руководство начало расследование разгона протестов в марте 2008 года. В Ереване тогда жестко подавили выступления оппозиции, протестовавшей против избрания Сержа Саргсяна президентом, погибли люди. Участвовавшего в протестах Никола Пашиняна в 2010 году осудили на семь лет (амнистирован в 2011 году). Ереванским гарнизоном во время разгона командовал Юрий Хачатуров. В июле этого года его обвинили в «узурпации власти» в связи с событиями десятилетней давности. На этом основании Армения досрочно отозвала Юрия Хачатурова с поста генсека ОДКБ.
Должность главы секретариата предполагает ротацию в соответствии с русским алфавитом. Но в уставе альянса не сказано, что делать в случае досрочной отставки генсека. Начались споры. Ереван настаивает, что вакансию опять должен занять представитель Армении, поскольку Юрий Хачатуров отработал лишь половину из положенных трех лет. С этим согласны не все, а особенно Минск, настаивающий на том, что теперь очередь Белоруссии.
Последние месяцы борьба шла под ковром. В какой-то момент было решено поставить точку на саммите ОДКБ в Астане 8 ноября. Но тот раунд победителя не выявил: лидеры «шестерки», собравшиеся в столице Казахстана, договориться не смогли. О том, что вопрос будет окончательно решен 6 декабря в Петербурге, сразу после астанинской встречи сообщил казахстанский президент Нурсултан Назарбаев. Он же выступил промоутером одного из претендентов: «Нам нужен нормальный действующий генсек следующий — от белорусской стороны».
Вернувшись из Астаны, лидер Белоруссии Александр Лукашенко, в прошлом не раз выходивший против соперников из самых разных весовых категорий, вынес конфликт в публичную плоскость. Сделал он это в лучших традициях пресс-конференций, которые боксеры-профессионалы проводят перед схваткой, стараясь посильнее задеть соперника. О ситуации в ОДКБ Александр Лукашенко рассказал не кому-нибудь, а Латифу Гандилову, послу Азербайджана — страны, во-первых, не входящей в альянс, а во-вторых, открыто враждующей с Арменией.
«Они возглавляют наш экономический союз (Армения председательствует в ЕАЭС.— “Ъ”) и ОДКБ. Большая нагрузка на страну, которая находится на переходном таком периоде. Справится ли Армения? Если Никол (Пашинян.— “Ъ”) разберется и даст ответ, тогда мы и примем решение»,— проинформировал белорусский лидер азербайджанского посла 12 ноября.
В Армении предсказуемо не стерпели обиду. 13 ноября МИД страны назвал поведение Александра Лукашенко «некорректным», а 17 ноября союзника по альянсу контратаковал сам Никол Пашинян: «Я, несомненно, потребую объяснений от президента Белоруссии и не только. С заявлениями, противоречащими нашим договоренностям, также выступил президент Казахстана Нурсултан Назарбаев, который после заседания, проходящего за закрытыми дверями, заявил о грядущем назначении представителя Белоруссии новым генсеком ОДКБ».
Минск охотно пошел на обострение. «Видимо, исполняющий обязанности премьер-министра Армении возомнил себя международным прокурором, уполномоченным карать или миловать. Наверное, господин Пашинян пока не понял, что правила так называемой уличной демократии неприемлемы в большой политике. Надеемся, со временем это пройдет»,— заявил 18 ноября пресс-секретарь МИД Белоруссии Анатолий Глаз.
После такого обмена любезностями питерскому саммиту СНГ гарантировано повышенное внимание, а букмекерским конторам впору принимать ставки на исход поединка между опытным панчером Лукашенко и Пашиняном, который лишь полгода назад шагнул в большую политику прямо с ереванской площади Республики.
Для обоих ценность победы теперь выше стоящего на кону трофея. Пост генсека ОДКБ — должность во многом техническая, поскольку все принципиальные вопросы в организации решаются лидерами государств «шестерки». Но в политике, особенно в международной, мелочей не бывает, а символы и пиар часто значат больше, чем реальность. Нынешнее обострение борьбы внутри ОДКБ как раз такой случай.
У не привыкшего уступать Александра Лукашенко своя логика. Во-первых, у него уже готов собственный кандидат — глава Совбеза Белоруссии Станислав Зась. Во-вторых, и это ясно следует из жесткого заявления белорусского МИДа, проиграть такому сопернику, как Никол Пашинян, Александр Лукашенко считает для себя унизительным. За почти четверть века президентства он в Белоруссии все устроил так, чтобы политики вроде Никола Пашиняна не имели шансов получить власть, тем более с помощью улицы.
Белорусский лидер давно в высшей лиге и привык сам устанавливать правила игры. То же самое можно сказать о его российском, казахстанском и таджикском коллегах. Армянский премьер для них чужак: он не создал сакральной властной вертикали, не имеет опыта аппаратной борьбы и удержания власти, пока даже не выиграл ни одних выборов, а если выиграет, надо еще посмотреть, что у него там будет за процент. При этом Никол Пашинян постоянно рассуждает о демократии, борьбе с коррупцией, честном волеизъявлении, воле народа и все еще выступает на уличных митингах. Такой не может не настораживать. В клубе под названием ОДКБ он воспринимается если не как противник, то точно не как союзник. Кроме того, один раз он уже всех их подвел, затеяв всю эту историю со сменой генсека: уголовное дело в отношении Юрия Хачатурова было воспринято ими как серьезный удар по имиджу всей организации.
У Никола Пашиняна, который сейчас находится в статусе и. о. премьера, собственный интерес. Ему хотелось бы 6 декабря увезти в Ереван из Санкт-Петербурга титул генсека, поскольку уже 9 декабря в Армении пройдут парламентские выборы. Победа (в ней мало кто сомневается) избавит Никола Пашиняна от приставки и. о. и позволит получить реальную власть. Но если 6 декабря должность генсека достанется Белоруссии, оппоненты Никола Пашиняна постараются воспользоваться этим промахом перед днем голосования, а потом еще долго будут ему об этом напоминать.
Уступи он раньше, и все бы уже давно забыли об этом сюжете. Но он пошел на принцип и сделал так, что тема ОДКБ стала одной из основных не только внутри Армении. Уступка теперь будет выглядеть слабостью: прогнули, дескать. Слабость среди партнеров Никола Пашиняна по ОДКБ не в почете, и слабый для них своим точно не станет.
Поэтому в Петербурге Николу Пашиняну нужен успех. В крайнем случае ничья, как недавно в Астане. Последний сценарий весьма вероятен. В этом случае нынешний и. о. генсека ОДКБ — представитель России Валерий Семериков может задержаться в этой должности на ближайшие полтора года. К тому времени все обиды забудутся и должность сможет спокойно занять кандидат Александра Лукашенко. Это, впрочем, не снижает интереса к санкт-петербургской встрече лидеров Армении и Белоруссии.