Голод закаляет предпринимательский дух
В ОЭСР связали численность самозанятых с щедростью пособий по безработице
Размер пособия по безработице в долгосрочной перспективе оказывает наибольшее влияние на численность самозанятых — чем щедрее выплаты, тем меньше потенциальные предприниматели готовы рисковать, открывая свое дело, говорится в рабочем докладе Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Налоговые же преференции, хотя и оказывают позитивное влияние, значимы лишь для отдельных категорий работников.
На прошлой неделе Госдума приняла в третьем чтении пакет законопроектов по налогообложению для самозанятых, чтобы вывести из тени этот класс работников. В рамках эксперимента, который со следующего года будет запущен в Москве, Московской и Калужской областях и Татарстане, для самозанятых, чей доход не превышает 2,4 млн руб., ставка подоходного налога составит 4% при работе с физлицами и 6% при работе с организациями.
Тем временем в ОЭСР попытались оценить, как регуляторная политика влияет на долю самозанятых на рынке труда, проанализировав статистические данные по 15 европейским странам за 20 лет. Согласно исследованию, устойчивое влияние на численность самозанятых в долгосрочной перспективе оказывают щедрость пособий по безработице и в меньшей степени — расходы на активную политику на рынке труда. Статистически же значимого влияния жестких мер по защите прав работников на совокупные показатели самозанятости выявить не удалось. При этом последние оказывали существенное, но разнонаправленное влияние на высоко- и низкоквалифицированных работников по отдельности. «Налоговый клин» (косвенные налоги на предпринимателей и заработную плату, включаемые в цену конечной продукции) и регулирование МРОТ оказались позитивно связаны с долей самозанятых в долгосрочной перспективе, но лишь для отдельных категорий работников.
Самозанятые в странах ОЭСР в среднем занимают чуть менее 15% общего рынка труда, самые высокие показатели фиксируются в Греции, Турции и Италии (более 20%), самые низкие — в Скандинавских странах (10% и менее). Для большинства стран эта численность относительно стабильна, хотя в долгосрочных трендах проявляется большая гетерогенность. Так, начиная с 2005 года число самозанятых в большинстве стран снижалось, заметнее всего — в Португалии и Турции, тогда как в Великобритании и Нидерландах наблюдался заметный рост. Гетерогенность самого рынка, включающего как высоко-, так и низкоквалифицированных работников, также затрудняет выявление подлинной мотивации, толкающей работников в самостоятельное плавание, признают в ОЭСР. Гибкие условия труда могут нести в себе преимущества как для работников, так и для их клиентов, сдельная работа лучше ее полного отсутствия, а развитие цифровых платформ облегчает поиск клиентов и способствует распространению самозанятости, однако такие работники не обладают тем же уровнем социальных гарантий и защиты, отмечают там.
Безработные охотнее готовы взять на себя риск, связанный с организацией собственного дела, если размер пособий по безработице невысок. Впрочем, этот стимул действует и для других категорий самозанятых, вне зависимости от их возраста, пола и квалификации. Активная же политика властей на рынке труда — главным образом обучение и меры, направленные на облегчение поиска работы,— напротив, негативно сказывалась на числе самозанятых (за исключением молодежи), расширяя возможности для трудоустройства по найму. Жесткость трудового законодательства сокращала число самозанятых среди высококвалифицированных работников и повышала — среди низкоквалифицированных. В результате обе тенденции компенсировали друг друга, не отражаясь на совокупном уровне самозанятости. Высококвалифицированные работники, получая гарантии защиты собственных прав, проявляли большую склонность к регулярному труду, одновременно самозанятость могла использоваться как способ обойти издержки, связанные с жестким регулированием, для низкоквалифицированных рабочих и компаний, нанимающих их в качестве контрагентов, а не сотрудников, отмечают в ОЭСР. Эта тенденция особо ярко стала проявляться по мере развития различных цифровых платформ и агрегаторов, например сервисов такси.
Как Счетная палата предлагает выводить самозанятых из тени
К обсуждению проблемы легализации самозанятых, решить которую Владимир Путин поручил правительству еще в 2013 году, в августе подключилась Счетная палата (СП). Ведомство Алексея Кудрина поддержало уже известные инициативы Минфина — налог с оборота в 2–4% и отказ от регистрации самозанятых как индивидуальных предпринимателей. В налоговый платеж аудиторы предложили включить взносы в ПФР и ФОМС. По мнению же предпринимателей, проблема легализации не решается из-за непонимания сущности самозанятых и попыток приравнять их к бизнесу.