Об основных нарушениях в сфере законодательства Российской Федерации о рекламе

За 9 месяцев 2018 года Управлением Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю в соответствии с Административным регламентом рассмотрено 104 дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, по результатам их рассмотрения выдано 51 предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе. А также рассмотрено 93 административных дела по ст.ст. 14.3, 14.38 КоАП РФ, по результатам рассмотрения которых вынесены постановления о наложении штрафа на общую сумму 2 382 тыс. рублей (взыскано 1 030 тыс. рублей), а также выдано 20 предупреждений в соответствии со ст. 4.1.1 КоАП РФ (замена административного штрафа предупреждением для субъектов малого и среднего предпринимательства за впервые совершенное правонарушение).

Наибольшее количество нарушений выявлено:

- при распространении рекламы посредством смс-сообщений и телефонных звонков без предварительного согласия абонента. В соответствии с ч.1 ст. 18 Федерального закона «О рекламе» распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы (не всегда факты нарушения подтверждаются, поскольку абоненты ранее выразили свое согласие на рассылку рекламы путем заполнения различного рода анкет, либо иной информации на каком-либо сайте и т.д.);

- при распространении рекламы финансовых услуг. За 9 месяцев 2018 года по фактам распространения рекламы финансовых услуг управлением было возбуждено 14 дел по признакам нарушения п.2 ч.3 ст5, ч.7 ст.5, п.2.ч.2 ст.28 Федерального закона «О рекламе» (не указаны все условия оказания соответствующих услуг (указан % приема сбережений, зачастую завышенный, но при этом не указаны иные условия минимальная сумма, которую нужно внести, сроки размещения денежных средств и т.д.), ч.14 ст.28 (когда организация рекламирует финансовые услуги, например по выдаче займов, но при этом не является кредитной или иной некредитной финансовой организацией, а следовательно, законом не предоставлено право на привлечение денежных средств граждан в виде займа под проценты путем размещения рекламы и распространение такой рекламы не допускается), по результатам рассмотрения вышеуказанных дел реклама признана ненадлежащей.

- при распространении недостоверной рекламы. В соответствии с п. 4 ч. 3 ст. 5 Федерального закона недостоверной признается реклама, которая содержит несоответствующие действительности сведения о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размере скидок, тарифов и других условиях приобретения товара.

Так, в Краснодарское УФАС России поступило заявление физического лица о признаках нарушения законодательства о рекламе при распространении на сайте https://echo.msk.ru/ посредством всплывающего баннера рекламы следующего содержания: «Перфоратор Bosh от 4859 р. bosh.vseinstrumenti.ru Предлагаем Вам перфоратор Bosh. Самовывоз/доставка. Сервис, гарантия!». Из заявления физического лица следовало, что стоимость перфоратора Bosh, указанная в рекламе, не соответствует действительности, так как на сайте krasnodar.vseinstrumenti.ru, на который заявитель перешел, нажав на указанный баннер, на данный перфоратор указана более высокая цена.

По результатам рассмотрения данного заявления Краснодарским УФАС России в отношении рекламодателя – ООО «ВсеИнструменты.ру» было возбуждено дело по признакам нарушения требований п. 4 ч. 3 ст. 5 Федерального закона от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».

В ходе рассмотрения дела Общество не смогло документально подтвердить доводы о том, что информация о стоимости перфораторы «Bosh» 4859 рублей, указанная в вышеуказанной рекламе, соответствует действительности.

По результатам рассмотрения данного дела реклама вышеуказанного содержания признана ненадлежащей и Обществу выдано предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе.

Кроме того, Управлением Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю в 2018 году рассмотрено 3 заявления физических лиц о признаках нарушения законодательства о рекламе по фактам рассылки в почтовые ящики жителям г. Краснодара посредством листовок в виде извещения рекламы услуг поверки приборов учета воды содержания: «Напоминаем Вам, что согласно Федеральному закону «Об обеспечении единства измерений», а также постановлению Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, индивидуальные приборы учета воды должны пройти обязательную метрологическую проверку, без проведения которой приборы считаются непригодными для учета водопотребления…», а также в содержании рекламы указан период, в который будут производиться работы по замене приборов учета воды, номер телефона, по которому обращаться для оформления заявки на проведение проверки или замены приборов учета воды, с признаками нарушения п. 20 ч.3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе».

В соответствии с п. 20 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» недостоверной признается реклама, которая содержит не соответствующие действительности сведения об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.

В данной рекламе указаны ИНН, КПП, ОГРН и иные данные Общества, при проверке которых Краснодарским УФАС России было установлено, что Общество не зарегистрировано в ЕГРЮЛ.

Согласно ч. 6 ст. 38 Федерального закона «О рекламе» за нарушение требований, установленных п. 20 ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О рекламе» ответственность несет рекламодатель.

При этом установить лицо, распространившее подобные листовки очень сложно.

В связи с чем, в целях установления рекламодателя, Краснодарским УФАС России были направлены запросы операторам связи, за которыми закреплены указанные в рекламе номера телефонов.

Из ответов операторов связи, представленных в Краснодарское УФАС России, следует, что абонентами указанных в извещениях телефонов являются лица, зарегистрированные в Республики Карелия, городе Петрозаводск.

Также Краснодарским УФАС России было установлено, что данная реклама распространяется в нескольких субъектах Российской Федерации (г. Владивосток, г. Йошкал-Ола и др.), в связи с чем, на основании п.п. 3, 5, 14 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006г. № 508, Краснодарское УФАС России перенаправило данные заявления по подведомственности в Карельское УФАС России.

Также хотелось бы отметить основные нарушения, которые допускаются при распространении рекламы в СМИ:

- Нарушение ст.8 ФЗ «О рекламе» - в рекламе товаров при дистанционном способе их продажи должны быть указаны сведения о продавце таких товаров: наименование, место нахождения и государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица; фамилия, имя, отчество, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, однако, многие рекламораспространители не указывают все данные, предусмотренные данной статьей.

- Нарушение ч. 10.1 ст.5 ФЗ «О рекламе» - не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", без указания категории данной информационной продукции. В основном подобные нарушения допускаются при распространении рекламы зрелищных мероприятий (концерты, выставки и т.д.).

- Нарушение ч.1 ст.28 ФЗ «О рекламе» - реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя, отчество). В основном подобные нарушения допускаются в рекламе автоломбардов.

- Нарушение ч.14 ст.28 Федерального закона «О рекламе» - если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается (когда организация рекламирует финансовые услуги по выдаче займов, но при этом организация не является кредитной или иной некредитной финансовой организацией, а следовательно, законом не предоставлено право на привлечение денежных средств граждан в виде займа под проценты путем размещения рекламы и распространение такой рекламы не допускается).

- Нарушение ч.7 ст.24 ФЗ «О рекламе» - реклама лекарственных средств, медицинских услуг, в том числе методов лечения, медицинской техники должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний к их применению и использованию, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов. В рекламе, распространяемой в печатных СМИ - не менее чем пять процентов рекламной площади (рекламного пространства), однако при распространении рекламы медицинских услуг часто пометка о наличии противопоказаний составляет менее 5% рекламной площади.

- Нарушение ч.3 ст. 19 ФЗ «О рекламе» - распространение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, не допускается, однако в управление поступают заявления по фактам незаконного размещения рекламы на знаках дорожного движения.

По всем выявленным фактам нарушений законодательства Российской Федерации о рекламе лица привлекаются к административной ответственности по ст. 14.3, ст. 14.38 КоАП РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 14.3 КоАП РФ нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

Согласно части 1 статьи 14.38 КоАП РФ размещение рекламы, имеющей сходство с дорожными знаками, или размещение рекламы на знаке дорожного движения, его опоре или любом ином приспособлении, предназначенном для регулирования дорожного движения, -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей.

Основные изменения в законодательстве, вступившие в силу в 2018 году:

- С 3 июня 2018 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе». Федеральным законом от 03.04.2018г. № 61-ФЗ статья 5 Федерального закона «О рекламе» дополнена частью 10.3, в соответствии с которой не допускается размещение рекламы на платежных документах для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги, в том числе на оборотной стороне таких документов. Положения настоящей части не распространяется на социальную рекламу и справочно-информационные сведения. Данный Федеральный закон направлен на обеспечение защиты прав граждан при получении информации об оплате коммунальных услуг. Данный Федеральный закон направлен на обеспечение защиты прав граждан при получении информации об оплате коммунальных услуг.

По данному вопросу Краснодарским УФАС России рассмотрено 1 административное дело, возбужденное в отношении юридического лица по заявлению физического лица по ч.1 ст.14.3 КоАП РФ по факту нарушения ч.10.3 ст.5 Федерального закона «О рекламе», по результатам рассмотрения которого общество привлечено к административной ответственности в виде штрафа в размере 100 тыс. рублей.

- С 11.11.2018 вступили в силу изменения в Федеральный закон от 30.10.2018 № 383-ФЗ «О внесении изменения в статью 7 Федерального закона «О рекламе».

Данным Федеральным законом статья 7 Федерального закона «О рекламе» дополняется новым пунктом 10, устанавливающим запрет рекламы услуг по подготовке и написанию выпускных квалификационных работ, научных докладов об основных результатах подготовленных научно-квалификационных работ (диссертаций) и иных работ, предусмотренных государственной системой научной аттестации или необходимых для прохождения обучающимися промежуточной или итоговой аттестации.

Таким образом, с 11.11.2018 не допускается реклама услуг по подготовке и написанию:

- выпускных квалификационных работ;

- научных докладов об основных результатах подготовленных научно-квалификационных работ (диссертаций);

- иных работ, предусмотренных государственной системой научной аттестации или необходимых для прохождения обучающимися промежуточной или итоговой аттестации.

При этом понятие выпускной квалификационной работы содержится в Приказе Минобрнауки России от 29.06.2015 №636 «Об утверждении Порядка О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О рекламе" 2018-135559(1) проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры» (далее - Приказ).

Согласно пункту 12 указанного Приказа выпускная квалификационная работа представляет собой выполненную обучающимся (несколькими обучающимися совместно) работу, демонстрирующую уровень подготовленности выпускника к самостоятельной профессиональной деятельности.

По смыслу пункта 9 Постановления Правительства РФ от 24.09.2013 № 842 «О порядке присуждения ученых степеней» диссертация на соискание ученой степени доктора наук - научно-квалификационная работа, в которой на основании выполненных автором исследований разработаны теоретические положения, совокупность которых можно квалифицировать как научное достижение, либо решена научная проблема, имеющая важное политическое, социально-экономическое, культурное или хозяйственное значение, либо изложены новые научно обоснованные технические, технологические или иные решения, внедрение которых вносит значительный вклад в развитие страны.

При этом диссертация на соискание ученой степени кандидата наук - научно-квалификационная работа, в которой содержится решение научной задачи, имеющей значение для развития соответствующей отрасли знаний, либо изложены новые научно обоснованные технические, технологические или иные решения и разработки, имеющие существенное значение для развития страны.

В соответствии с частями 6 и 7 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» ответственность за нарушение пункта 10 статьи 7 данного закона предусмотрена как для рекламодателя, так и для рекламораспространителя.

Пресс-служба Краснодарского УФАС России

Вся лента