Хороший плохой слой
При строительстве дороги к саммитам ШОС и БРИКС уничтожена часть объекта культурного наследия
В Арбитражном суде Челябинской области началось рассмотрение иска госкомитета по охране объектов культурного наследия региона к управлению дорожного хозяйства города и компании «Южуралмост»: ведомство требует провести обязательные археологические раскопки на месте строительства третьей очереди транспортной развязки в центре Челябинска. Подрядчик еще весной приступил к строительству на площадке, где находится выявленный исторический памятник «Культурный слой города XVIII–XIX веков», уничтожив его часть. В сентябре работы приостанавливались, но 16 ноября возобновились. Представители «Южуралмоста» говорят, что имеют все разрешительные документы. По словам краеведов, уже уничтожено четыре участка культурного слоя, под угрозой еще один. Историки подсчитывают сумму ущерба.
Арбитражный суд Челябинской области приступил к рассмотрению иска государственного комитета охраны объектов культурного наследия региона, который требует провести археологические работы на территории строительства транспортной развязки в центре южноуральской столицы. Ответчиками выступают управление дорожного хозяйства города (УДХ) и подрядная организация АО «Южуралмост».
Согласно материалам, опубликованным в картотеке арбитражных дел, на месте строительства третьей очереди развязки по улице Братьев Кашириных до Российской с выходом на улицу Труда находится территория выявленного объекта культурного наследия «Культурный слой Челябинска XVIII–XIX веков». Госкомитет просит суд обязать ответчиков за свой счет провести на этом месте «спасательные археологические работы» и разработать раздел об обеспечении сохранности культурного слоя.
Строительство третьей очереди развязки, заявленной как один из основных объектов к саммитам ШОС и БРИКС (запланированы на 2020 год), началось весной этого года без проведения обязательных археологических изысканий. В мае по материалам проверки прокуратуры Центрального района Челябинска госкомитет возбудил в отношении «Южуралмоста» административное дело по ч. 3 ст. 7.13 КоАП РФ («Нарушение требований законодательства об охране объектов культурного наследия народов РФ»), администрации города и УДХ были объявлены предостережения о недопустимости нарушений закона. Летом ведомство выдало подрядчику уведомление о необходимости приостановить работы на объекте до устранения нарушений, но компания его проигнорировала. После обращения в суд работы ненадолго приостанавливались, но после первого заседания по делу 16 ноября, где суд отклонил ходатайство активиста инициативной группы градозащитников «Архистраж» Юрия Латышева о приостановке работ, строительство продолжилось в районе пересечения Красноармейской и Нагорной улиц. Председатель госкомитета Александр Баландин сообщил “Ъ-Южный Урал”, что на месте побывали специалисты и зафиксировали факт нарушения законодательства об охране объектов культурного наследия. По его словам, пока сложно оценить масштабы уничтожения культурного слоя, эту информацию подготовят археологи.
Представители подрядной организации отрицают факт нарушения закона.
«Компания работает в рамках муниципального контракта, заключенного с управлением дорожного хозяйства Челябинска. “Южуралмост” располагает всеми необходимыми разрешительными документами на производство работ. Приостановить работы мы можем только после получения соответствующего распоряжения от заказчика»,— сообщили “Ъ-Южный Урал” в пресс-службе АО «Южуралмост».
В управлении дорожного хозяйства Челябинска не смогли оперативно предоставить комментарий по этому вопросу.
По данным Юрия Латышева, при строительстве третьей очереди развязки уже уничтожены четыре участка культурного слоя, каждый около 100 кв. м, и сейчас начали разрушать пятый.
«Начальник УДХ упирается в то, что археология давным-давно проведена. На самом деле, исследования делали только во время первой очереди строительства и только на улице Труда, а в этом районе в принципе никогда археологические раскопки не приводились. Более того, они пытаются доказать, что и культурного слоя в Челябинске нет, но это выявленный объект культурного наследия, есть границы, есть паспорт объекта. Это явное нарушение, и прокуратура это признала»,— говорит краевед.
Культурный слой Челябинска XVIII–XIX вв. располагается в пределах территории, ограниченной улицами Кыштымская, Работниц, Лобкова, Российская, Коммуны, Советская, Ленина, Цвиллинга, Красная в Центральном и Калининском районах города. По словам историков, именно при проведении археологических работ можно получить уникальную информацию о развитии городов, которую невозможно получить из других источников.
«Культурный слой — это объект, который содержит очень разную информацию о застройке, планировке улиц, характере построек, хозяйственном инвентаре, которым пользовались местные жители. Не исключены ситуации, когда могут быть обнаружены более ранние материалы эпохи бронзы и неолита, и такие примеры были. Мы обычно к XVIII веку относимся спокойно, вроде это уже письменный период, и что там может быть в земле. Интересная ситуация была, когда мы в 1990-х годах столкнулись с погребальным обрядом русского населения XVIII века в Челябинске. Были версии, что погребения оставлены еще до челябинской крепости, поскольку обряд содержал множество языческих черт, не характерных для наших представлений о XVIII веке. Но оказалось все не так: обряд был очень разнообразен — людей хоронили и на берестяных подстилках, и завернутыми в бересту, и в имитациях ящиков без дна и без крышки. По мере наших работ в Челябинске, мы поняли, что о XIX веке мы знаем очень мало. Наши представления о прошлом очень сильно меняются. Сейчас по всей России идет процесс изучения культурного слоя в городах, уже проводятся специальные конференции по археологии позднего времени»,— говорит кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Научно-образовательного центра евразийских исследований Южно-Уральского госуниверситета Гаяз Самигулов. Историк по просьбе суда должен подготовить к следующему заседанию материалы с обоснованием ущерба. По его словам, чтобы определить сумму ущерба, причиненного действиями подрядчика при строительстве развязки, необходимо установить точную площадь участка, на которой проводились работы, пока этих данных у него нет. Обычно размер ущерба приравнивается к стоимости полного цикла археологических изысканий на объекте. Историк отметил, что в России есть успешные прецеденты, когда удавалось взыскать компенсацию за уничтожение культурного слоя, но обычно рассмотрение этих дел затягивается.