Налоги в обмен на финансирование
Ленобласть усилит контроль за использованием всех видов земель
В Ленинградской области будет создана система поощрений и ответственности для муниципальных образований в части ведения земельного контроля. Земельный налог остается в бюджетах муниципалитетов и является основной частью их доходов. Новая система должна повысить его собираемость, а тех, кто проигнорирует эти требования, хотят лишать финансирования части областных программ. По мнению экспертов, подобные действия могут в два раза увеличить доходы муниципалов, но механизм работы следует доделать.
Предложения по актуализации данных по земле в муниципалитетах внес губернатор Ленинградской области Александр Дрозденко. По его словам, муниципалам необходимо более активно ставить землю на учет и увеличивать доходы своих бюджетов.
«Только создание единого реестра земель позволит повысить эффективность экономической деятельности региона»,— заявил господин Дрозденко. По мнению главы Ленобласти, региону необходимо выстроить четкую систему муниципального земельного контроля с привязкой качества ее реализации к финансированию ряда программ из областного бюджета.
В областном комитете по агропромышленному комплексу пояснили, что изначально речь шла о повышении собираемости налога на земли сельскохозяйственного назначения, но глава Ленобласти расширил этот вопрос до всех земельных вопросов. Собеседник “Ъ” отметил, что в начале 2000-х годов Александр Дрозденко занимал должность председателя Ленинградского областного комитета по управлению государственным имуществом и «прекрасно знает, как обстоят дела в этой сфере» и что «резервы по земле еще есть».
С 1 сентября 2018 года функции по контролю за землей перешли на уровень ниже: если ранее этим занимались администрации районов, то теперь все данные должны собирать сами муниципалитеты.
Как рассказал глава МО «Агалатово» Всеволожского района Владимир Сидоренко, в целом нагрузка на одного сотрудника администрации составляет около 30 земельных проверок в месяц. «Муниципалитеты заинтересованы в том, чтобы актуализировать данные по земле. В 2009 году мы получали около 8 млн рублей в год земельных налогов, сейчас эта цифра составляет около 38 млн рублей,— говорит Владимир Сидоренко.— На данный момент с земельными участками все более или менее понятно, проблема возникает с домами. Недостроенный объект не облагается налогом, а перевести его в статус недвижимости может только Росреестр. Бывает, люди годами специально не регистрируют его, а мы недополучаем деньги».
Всего за девять месяцев 2018 года в рамках муниципального земельного контроля проведено 1694 проверки. В территориальное управление Россельхознадзора направлено 146 актов муниципального земельного контроля. Вовлечен в оборот 681 га земли сельхозназначения. Также сумма штрафов за десять месяцев составила больше 11 млн рублей
«Помимо Россельхознадзора, мы активно сотрудничаем с Росреестром и другими структурами, если наша работа в этом направлении будет поощряться, то это будет просто замечательно»,— уверен господин Сидоренко.
По данным открытого бюджета Ленинградской области, в 2016 году сумма земельных налогов в регионе составила 3,966 млрд рублей, в 2017 году — 4,269 млрд, а в 2018 году планируется собрать 4,317 млрд.
«Как видите, разница между доходами каждый год не очень большая. Думаю, что эту итоговую сумму можно смело умножать на два, тогда получится реальная цифра — сколько можно собрать земельных налогов в регионе»,— заявил заместитель председателя комиссии по местному самоуправлению ЗакСа Ленобласти Алексей Ломов.
Господин Ломов также выразил сомнение в практическом применении новой системы на местах. По его словам, сейчас у муниципалов не хватает ресурсов, чтобы уделить этому вопросу должное внимание.
«Возможно, механизм этой работы можно было бы доработать. Например, отдать на аутсорсинг функции земельного контроля тем фирмам, которые имеют доступ к картографическим данным и могут вести аэрофотосъемку. Я как раз работаю над созданием подобного законопроекта»,— добавил он.
По словам Алексея Ломова, эта инициатива не потребует дополнительных расходов бюджета, если привязать ее к системе штрафов. Также депутат отметил, что «только рубль может заставить муниципалов работать, поэтому идея об урезании финансирования муниципальных образований в части областных программ имеет под собой основание».
«Наказать органы местного самоуправления за нереализацию программы совершенствования учета земель можно прежде всего рублем, установив в качестве критерия выделения средств региона не собираемость налогов, а реализацию программы цифровизации учета земель, которую необходимо принять в каждом регионе»,— считает управляющий партнер компании «УК Право и бизнес» Александр Пахомов. По его словам, при таком раскладе прозрачность системы учета земель увеличится, что сократит количество злоупотреблений при выделении земельных участков и их использовании.
Аналитик ИК «Фридом Финанс» Анастасия Соснова замечает, что правильно было бы сначала выстроить план выполнения работы по актуализации данных по земле в муниципалитетах, а уже затем привязывать к нему результаты. «Теоретически можно было бы ввести систему штрафов, но система поощрений для муниципалов мне кажется более продуктивной»,— резюмирует она.