Уильяма Браудера связали с преступным сообществом
В чем Генпрокуратура обвиняет основателя Hermitage Capital
У России появилась новая версия убийства Сергея Магнитского. Виновником гибели юриста мог стать его работодатель. Основатель и гендиректор британского фонда Hermitage Capital Уильям Браудер подозревается в отравлении Магнитского и еще четырех человек, а также в создании преступного сообщества. Юрист Hermitage Capital Сергей Магнитский умер в СИЗО в 2009 году. Сам Браудер объяснял случившееся пытками заключенного, так как ранее Магнитский рассказал о махинациях высокопоставленных чиновников МВД на миллиарды рублей. Теперь на Браудера заведено очередное уголовное дело.
Теперь основателя Hermitage Capital объявят в международный розыск, сообщил на брифинге советник генпрокурора Николай Атмоньев: «Преступление, предусмотренное частью первой статьи 210 Уголовного кодекса Российской Федерации, относится к категории особо тяжких преступлений. За его совершение предусмотрена уголовная ответственность в виде лишения свободы сроком до 20 лет и конфискации имущества. Эта статья особенно значима тем, что подпадает под действие конвенции Организации объединенных наций против транснациональной организованной преступности. В связи с этим в ближайшее время в порядке применения норм этой конвенции ООН подозреваемый Браудер будет объявлен в международный розыск с целью задержания и последующей выдачи».
Сам Уильям Браудер назвал новые обвинения Москвы кафкианскими. Он указал на то, что заявление Генпрокуратуры могло стать российским «ответом на “дело Скрипалей”». К тому же, господин Браудер напомнил, что во вторник в Гааге страны ЕС должны обсудить новую версию «акта Магнитского». В Кремле никаких связей не усмотрели. Речь идет просто о новых фактах в старом деле, заявил пресс-секретарь президента Дмитрий Песков.
Дмитрий Песков, пресс-секретарь президента России
«По сути, дело Браудера началось, насколько я знаю, гораздо раньше, чем эпизод со Скрипалями, гораздо раньше. Добавился новый эпизод, наши правоохранительные органы работают, они делятся материалами с зарубежными партнерами. Другое дело, что не всегда получают адекватную реакцию».
На Браудера в России уже заводили уголовные дела. Они были связаны с финансовой деятельностью его фонда. Британца, в частности, объявляли в международный розыск по линии Интерпола. Но позже информацию о нем удалили из базы данных, поскольку в Европе преследование признали политически мотивированным. Россия же направила новый запрос. В итоге в мае этого года Браудера задержали в Испании, но вскоре отпустили. Очередное уголовное дело вряд ли как-то изменит ситуацию с Браудером. Добиться его экстрадиции будет сложно, уверен юрист-международник Валерий Ванин:
«Что касается в данном случае переквалификации по делу Браудера, западные так называемые партнеры изначально объявили, что считают дело в отношении Браудера политически мотивированным, и, соответственно, будут и далее следовать этой линии. Конечно, жизнь Браудера более безмятежной не станет, когда он увидит, что Российская Федерация предпринимает очередные, более широкие, углубленные шаги в отношении его лично. Но что касается именно экстрадиции, то даже если по линии Интерпола будут предприняты действия по его задержанию, фактически действия по экстрадиции будут приниматься на основании решения суда той страны, в которой в данный момент будет находиться Браудер. И очевидно, что если он будет находиться, например, на территории Великобритании, то даже если он будет задержан по ордеру Интерпола, то вероятность того, что Браудер будет выдан по этому ордеру.
Несмотря на то, что британская судебная система считается объективной, тем не менее в ключевых, знаковых делах судьи не примут решение вопреки политической линии.
А даже если суд примет такое решение, то вышестоящие органы, конечно, наложат соответствующие решения на этот судебный акт, и все равно фактически выдачи Браудера не будет. Другое дело, что попытаться отследить Браудера в тот момент, когда он окажется в какой-то стране, политически менее аффилированной, и там его схватить и экстрадировать, это станет вполне реальной процедурой».
В начале 2000-х годов фонд Hermitage Capital был крупнейшим иностранным инвестором в России. Организация вложила в российские активы более $4 млрд. Позднее Уильям Браудер был дважды заочно осужден в России. Оба раза его приговорили к девяти годам заключения: сначала за махинации с бумагами «Газпрома», потом за неуплату налогов.